Самостоятельная игра дошкольников
Игра сопровождает человека всю жизнь. Однако для ребенка дошкольного возраста, у которого она занимает большую часть времени, она является средством обучения, всестороннего развития, воспитания и формирования нравственной личности.
Игра важна не своим результатом, а самим процессом. Играя, ребенок примеряет на себя роль взрослого, формирует свое мышление, развивает воображение. Важно то, с кем и как ребенок играет.
Период раннего детства от 0 до 3 лет характеризуется относительно пассивным познанием окружающей действительности. Присутствие взрослого поблизости необходимо, но зачастую только лишь для того, чтобы помочь малышу сменить вид деятельности или обеспечить его безопасность.
Игрой для детей первого года жизни можно считать однотипные операции, способные успокоить или отвлечь. Ребенок может сосать пальцы, теребить соску-пустышку, трясти погремушкой, пробовать ее на вкус, рассматривать ее. Полезными также оказываются музыкальные, двигающиеся игрушки, которые можно подвешивать на бортик кроватки (например, мобиль).
Игры подобного плана важны для ребенка, так как именно они позволяют ему самостоятельно, без вмешательства со стороны взрослых, познакомиться с окружающими предметами, развивать зрение и слух, формировать эмоциональный интеллект, хватательные навыки, обеспечивать развитие сенсорного восприятия.
Однако приучать ребенка играть самостоятельно можно только при условии того, что он не голоден, не переутомлен, хорошо себя чувствует, находится в привычной для себя обстановке, может обратиться к маме за помощью.
По достижению ребенком возраста шести месяцев время, отводимое для самостоятельной игры, может составлять от 5 до 7 минут.
Ребенок двух лет оказывается настоящей проверкой на прочность для многих родителей. Он ходит, его моторика развита, двигательные навыки сформированы; малыш проявляет все большую потребность в диктовании своей воли. Продолжительность самостоятельной игры увеличивается до 15-20 минут.
Родителям приходится сталкиваться с сопротивлением накладываемым ими ограничениям со стороны ребенка. Готовность мам и пап предоставить малышу определенную степень самостоятельности оказывает положительное влияние на его развитие.
В три года ребенок проявляет интерес к настольным играм, ролевым играм, общению. Возникает потребность в партнере для игр. На этом этапе важно поддержать малыша, играть с ним, объяснять и показывать, как и что нужно делать.
По достижению ребенком возраста четырех лет место взрослых в игре могут занять его ровесники. Посещая детский сад, дети способны играть вместе в ролевые игры, игры с элементами правил.
В пять лет ребенок играет все больше и дольше; сам или с приятелем; устанавливает свои правила; учится общению, определению своей социальной роли.
Для самостоятельной игры ребенка важно:
- специально оборудованное место для игр (например, манеж или игровой уголок);
- понимание того, что он не один, мама или папа всегда рядом и готовы прийти на помощь;
- наличие поддержки попыток самостоятельной игры со стороны взрослых;
- уважение, заинтересованность взрослых, признание значимости игры в деятельности ребенка.
Играйте с малышом, обучайте его самостоятельной игре!