Ароматы и знаменитости: от любви до ненависти
История участия знаменитостей в рекламе насчитывает уже более ста лет. За это время специалисты в данной области разработали сотни теорий и написали несметное количество книг, посвященных привлечению звезд к рекламе самых разных товаров. Несмотря на то что практика эта существует в самых разных областях – от зубных щеток до автомобилей, именно парфюмерные компании по статистике чаще всего прибегают к услугам знаменитостей. Увы, отношения между «лицами» ароматов и их работодателями отнюдь не всегда складываются безоблачно…
«Лицо» аромата: правила эксплуатации
Абсолютно любой рекламный контракт с «лицом» того или иного парфюма подразумевает участие звезды во всех рекламных акциях, пресс-конференциях и съемках. Это, так сказать, деловая часть. Кроме того, есть еще ряд условий, гарантирующих лояльность знаменитости к рекламируемой марке. Это означает, что на любых светских мероприятиях звезда должна не только благоухатьрекламируемым парфюмом, но и по возможности появляться в дизайнерских нарядах той же марки (понятно, что и парфюмерия и одежда ей предоставляются бесплатно). Ну и, разумеется, в любых интервью на вопрос о любимых духах называться должны именно те, «лицом» которых звезда на данный момент является.
Что же касается частной жизни, то естественно, ни одна компания не будет следить за тем, чем именно душится и одежду с каким лейблом предпочитает ее рекламное «лицо». Единственное условие — чтобы даже на фото, сделанных папарацци где-нибудь на пляже, во время шоппинга или на прогулке с ребенком, именитая личность выглядела на все сто и не дискредитировала репутацию и имидж рекламируемой марки.
Если учесть, что средняя сумма подобных контрактов со звездами первой величины колеблется от 1 до 3 миллионов долларов в год, условия, прямо скажем, не особо кабальные. Тем не менее далеко не все знаменитости, рекламирующие те или иные ароматы, придерживаются этих несложных правил. В итоге дело заканчивается конфликтами, а часто и разрывом отношений.
Вот только наружу подробности выходят очень редко. Чаще всего и сама звезда, и компания, «лицом» которой она является, не заинтересованы в появлении скандальных деталей в прессе, поскольку это негативно сказывается на имидже фирмы. Однако некоторые детали иногда становятся достоянием гласности, и даже по горячим следам…
Когда подводит здоровье
Звезды такие же люди, как и мы с вами, а значит, и у них может быть аллергия. В том числе и на парфюмерию. Но сообщать об этом фирмам, подписывающим с ними рекламный контракт, звезды, видимо, забывают. Именно так произошло с юной темнокожей певицей Бейонсе Ноулз, бывшей участницей группы Destiny’s Child и нынешним «лицом» аромата True Star от Tommy Hilfiger. Как недавно выяснилось, певица уже давно страдает аллергией на любую парфюмерию. Правда, особого резонанса этот скандал не получил, обе стороны постарались его замять. Видимо, представители Tommy Hilfiger возлагают слишком много надежд на «правильную девочку» (именно такую характеристику госпоже Ноулз они дали при подписании контракта). Ну кто же виноват, что и у «правильных» девочек бывает аллергия!
Звезда не в образе
Надо сказать, что любая парфюмерная фирма, заключающая контракт со знаменитостью, заведомо сильно рискует. В конце концов¸ где гарантия, что, уже подписав контракт, «лицо» дорогой парфюмерной марки не влипнет в какую-нибудь скандальную историю? Которая, понятное дело, никак не вяжется с тем респектабельным образом, который смотрит на покупателей с многочисленных рекламных плакатов.
Как правило, в подобных ситуациях и компании, и звезды стараются как можно быстрее замять скандал. Первые – дабы сохранить имидж, вторые – дабы не потерять контракт на кругленькую сумму. Но бывают ситуации, когда непристойное поведение звезды становится достоянием общественности, как, например, в истории с наркотиками, которые принимала Кейт Мосс. Хотя, судя по всему, этот грандиозный скандал, широко освещаемый всеми СМИ, стал просто последний каплей, переполнившей чашу терпения Chanel. Кейт Мосс, которая с 2002 года являлась «лицом» аромата Coco Madamoiselle, получала предупреждения и раньше. Так, ее регулярное появление на страницах таблоидов в нетрезвом виде, скандалящей со своим бой-френдом или танцующей на столе какого-нибудь ночного клуба еще год назад заставило представителей Chanel сделать заявление о расторжении контракта. Как-то не вяжется красивое слово madamoiselle с поведением этой 30-летней скандалистки, по любому поводу нецензурно посылающей журналистов направо и налево, да к тому же еще и матери-одиночки, регулярно меняющей любовников и периодически объявляющей о своей свадьбе. Но год назад страсти вроде бы улеглись, и контракт был продлен. Однако не так давно в прессе появились фотографии Кейт с наркотиками. Тут уж руководство Chanel, вслед за многими другими компаниями, пользующимися услугами Мосс, заявило о том, что вынуждено распрощаться со своим «лицом».
Впрочем, представители фирмы утверждают, что наркотики и скандалы тут не при чем. Просто контракт с Кейт был подписан до начала октября 2005 года и обе стороны решили его не возобновлять. Понятно, что данная формулировка общепринятая. Именно так обычно и заканчивается сотрудничество парфюмерной марки и его «лица»…
Когда просыпаются амбиции
В истории взаимоотношений рекламы и парфюмерии есть немало случаев, когда, являясь «лицом» той или иной парфюмерно-косметической компании, звезда не имела возможности реализовать собственные амбиции в этой области, то есть заняться выпуском собственной именной парфюмерной продукции. Один из самых известных случаев – модель Синди Кроуфорд, в свое время являвшаяся «лицом» компании Revlon, у которой кроме косметики есть и популярная серия недорогой туалетной воды Charlie. И хотя контракт приносил модели немалые деньги, она просто не могла дождаться, когда же окажется «на свободе» и сможет выпустить свои собственные духи. В итоге ее первый аромат появился практически сразу после окончания отношений с Revlon. Это был тот редкий случай, когда от расставания компании со своим «лицом» выиграли все.
И свое имя не греет
Ладно если бы звезды проявляли недостаточное рвение, когда дело касается рекламы чужих ароматов, поскольку мечтают о своих. Но некоторые, как говорится, спустя рукава относятся к своим обязанностям, даже когда речь идет об их собственном парфюме. Яркий пример – актриса и певица Дженнифер Лопез, которая год назад была на грани разрыва контракта с Coty, выпускающей ее именные духи. Согласно контракту, актриса должна ездить по разным городам, рекламируя свою совместную с Coty продукцию. Фирма же, в свою очередь, брала на себя все расходы по передвижению, расселению и кормлению звезды.
Видимо, Дженнифер решила, что подобные туры – отличный способ рекламы… своей линии одежды J. Lo, которая не имеет к Coty никакого отношения. Когда же на пресс-конференциях или презентациях дело доходило до разговоров о парфюмерии, актриса с утомленным видом сообщала, что устала, и гордо удалялась. Понятно, что такое поведение до глубины души возмутило руководство Coty. В итоге сторонам, правда, удалось договориться, и теперь, выпустив недавно свой новый аромат под маркой Coty, Лопез куда более ответственно относится к своим обязанностям по его продвижению.
Вы плохо выглядите!
Поскольку пункт о соответствии внешнего вида звезды имиджу рекламируемой марки почти всегда входит в контракт, конфликты на этой почве случаются довольно часто.
Так, все ту же Синди Кроуфорд компания Revlon в свое время обвинила в том, что своим невниманием к собственному внешнему виду она сократила продажи фирмы аж на целых 20%! Во всяком случае, именно такую причину расторжения контракта с моделью привели представители компании.
Аналогичная причина, по некоторым данным, стала поводом для расторжения несколько лет назад контракта между компанией Christian Dior и ее «лицом» – французской актрисой Эммануэль Беар. Якобы причиной раздора стало то, что она появилась на какой-то пафосной вечеринке без макияжа. Впрочем, сама Беар утверждает, что в силу собственной застенчивости и скромности не любит всевозможные презентации и светские рауты, а потому необходимость регулярно появляться на них из-за контракта с Christian Dior ее очень утомляла. Так что она не имела ничего против прекращения сотрудничества.
Старушки, на выход!
Если во всех предыдущих причинах сложных отношений между «лицом» того или иного аромата и производящей его компанией в основном повинны сами звезды, то в этом случае виноватых, по сути, нет. Ну, кого можно обвинить в том, что вам уже не 20 и даже не 30 лет и что вы уже никак не вписываетесь в образ юной и соблазнительной героини рекламного ролика?
И все же для любой звезды, которой «указали на дверь» только потому, что она постарела, подобный резон аннулирования контракта выглядит как пощечина. Наверное, именно поэтому такую причину расторжения контрактов знаменитости, обиженные на своих недавних работодателей, озвучивают чаще всего. А вот представители фирм, напротив, всячески отрицают столь не политкорректный повод отказа от услуг той или иной звезды.
Тем не менее именно по этой причине в 2002 году прекратилось сотрудничество между Chanel и актрисой Кароль Буке, бывшей на протяжении 15 лет «лицом» аромата Chanel N5. Компания тогда аннулировала только что заключенный контракт с 42-летней Буке, аргументировав это якобы тем, что им нужна более молодая модель, образ которой «лучше подходит вечно юному духу Chanel».
Впрочем, двумя десятилетиями раньше, в 1986 году, тот же возрастной фактор стал одной из причин отказа фирмы от другого, не менее известного «лица» Chanel N 5 – актрисы Катрин Денев.
Похоже, что именно проблема возраста стала и причиной того, что в рекламе аромата Miracle от Lancome в 2003 году актрису Уму Турман, сотрудничавшую с компанией два года, заменила юная звездочка Диана Крюгер. Хотя эта версия официально озвучена не была, но, похоже, Ума Турман – мать двоих детей, которой уже давно за 30 – просто перестала соответствовать имиджу фирмы, рассчитанному на молодых девушек.
Почти такая же история произошла за девять лет до этого с Изабеллой Росселини, которая много лет была «лицом» этой марки. Кстати, лишь через восемь лет после той истории Росселини решила «вынести сор из избы» и призналась, что ее разрыв с Lancome вовсе не был таким безоблачным, каким он тогда был представлен обеими сторонами. Руководство фирмы разорвало контракт с Росселини через неделю после ее сорокалетия. Вот как она сама характеризует тот конфликт: «Lancome уволил меня потому, что я была сильной. В тот день они прислали мне так много цветов, что мне казалось, будто я в морге. Я знала, что я для них мертва. Они даже говорили: будь благодарна, что продержалась так долго в нашем бизнесе».
Впрочем, надо сказать, что подобные резкие высказывания – чуть ли не единственный случай в истории взаимоотношений парфюмерных марок и их «лиц». Обычно же о тех мексиканских страстях, которые разгораются в этом респектабельном и, на первый взгляд, благополучном мире ароматов, мы можем только догадываться.
А может, это и хорошо? Может быть, мир парфюмерии и должен оставаться некой романтической сказкой, в которой не место конфликтам, разоблачениям и обвинениям? В конце концов, выбирая флакончик духов, мы покупаем прежде всего красивую мечту!
Елена Чернышева, для beautytime.ru