Замок Шантийи во Франции
Замок Шантийи – это очаровательная крепость, состоящая из нескольких зданий, соединенных между собой, которая располагается недалеко от Парижа в городке с одноименным названием. Доехать сюда можно на поезде с Северного вокзала и поездка займет всего 25 минут, затем нужно будет пересесть на автобус, который за 10 минут доставит всех пассажиров прямо к замку.
Первые постройки появились здесь еще в X веке, однако, потом здания были полностью разрушены. Затем, в XIV веке здесь появляется новая крепость, увенчанная семью башнями, от которых остался только цоколь. Именно фундамент этих башен определил дальнейшую форму замка.
Одним из владельцев замка был коннетабль Анн де Монморанси, который, побывав во время своих походов в Италии, проникся новым архитектурным стилем, царящим в это время в умах итальянских архитекторов – стилем Возрождения. Так, он доверяет своему архитектору переделать часть внутренних фасадов здания, а затем, и построить на близлежащем острове еще один замок, который получил название Малый или Капитанри.
С Большим замком Малый соединяется посредством мостика. Статуя коннетабля Монморанси сегодня стоит напротив входа в музей, взирая на результаты своих трудов.
Значительный вклад в развитие замка вносит Гран Конде, который устраивает перестройку парка, а также организует в стенах замка Шантийи нечто вроде литературного салона, собирая здесь самых значительных деятелей искусства, включая Лафонтена, Мольера и других.
В начале XVIII века Герцог Бурбонский, являющийся правнуком Гран Конде, строит здесь Большие Конюшни. Это здание и сегодня выполняет свою функцию, и способно разместить внутри себя до 500 лошадей и несколько десятков собак. Также в здании Больших конюшен располагается каретный сарай и арена, где проходят тренировки лошадей. Сегодня в здании Больших конюшен в Шантийи располагается живой музей лошадей, который может посетить каждый желающий. Также несколько раз в день можно попасть на театрализованное представление или его репетицию.
В конце XIX века герцог Омальский производит реконструкцию Большого замка, выстроив на старом фундаменте новое здание, теперь в стиле Ренессанс. По его задумке в Шантийи должны были гармонично сочетаться старые архитектурные формы с новыми, что вполне удалось.
Парадная лестница, которая частично вырублена в скале, украшена затейливыми узорными перилами. В оформлении замка максимально использовались современные достижения науки того времени, поэтому помещения освещались газом. Светильники, установленные на стенах, имеют форму руки, которая держит факел.
Поражает воображение Книжный кабинет, стены которого уставлены стеллажами со стеклянными фасадами. В их недрах хранится более 13 тысяч книг, а также около 700 манускриптов.
Покои хозяев замка уставлены роскошной мебелью, на стенах висят картины знаменитых художников, а на столах и комодах выставлена роскошная фарфоровая посуда. И хотя во времена французской революции многие предметы искусства были вывезены из Шантийи, позднее большинство произведений было возвращено в замок.
Картинная галерея с самого начала имела предназначение выставочного зала, поэтому ее архитектурное оформление напоминает музейную комнату. Картины здесь развешены в произвольном порядке, как хотел хозяин, и, согласно завещанию герцога Омальского, никто не имеет право менять порядок выставления картин, равно как и отправлять хотя бы одну из них на выставку в другой музей. В коллекции немало картин, которые представляют большую художественную ценность. Это, например, картина Рафаэля «Три грации» или творение Никола Пуссена – «Избиение младенцев».
Спустившись на первый этаж, можно прогуляться по покоям герцога Омальского, а также осмотреть несколько салонов, каждый из которых впечатляет своим роскошным оформлением. Здесь же находится сувенирная лавка и выход на улицу – так можно попасть в сад Вольер.
В парковом комплексе Шантийи несколько садов, каждый из которых был оформлен в разное время. Над французским парком трудился архитектор Лё Нотр, который впоследствии занимался планировкой парка Версаля. Он обуздал реку, превратив ее в длинный канал, пересекающий парк, и украсил лужайки французскими клумбами.
Англо-китайский парк представляет собой затейливое плетение небольших каналов, через которые перекинуты мостики. Здесь же была построена маленькая деревня из 7 домов, сохранились из которых только три. Эта деревушка служила прообразом небольшой деревеньки королевы Марии-Антуанетты, которая была построена позднее в Версале.
И, наконец, английский парк, который когда-то был частью французского парка, но претерпел некоторые изменения после его разорения. Теперь здесь правит сама природа — деревья и лужайки располагаются без какой-либо системы, а иногда, из-за деревьев внезапно появляются небольшие строения, такие, как Храм Венеры.