Королевский дворец в Мадриде

Королевский дворец в Мадриде стоит рядом с Пласа де Эспанья, его восточный фасад обращен на Пласа де Ориенте и улицу Калье да Байлен, западный — к Кампо дель Моро.

Дворец начали строить в 1734г. после пожара, полностью уничтожившего дворец Алькасар, являвшегося древнейшим символом Мадрида на протяжении 9 столетий, с момента основания города. С дворцом погибла богатейшая коллекция произведений искусства и множество уникальных картин.

Инициатором возведения нового дворца стал первый монарх из династии Бурбонов, занявший испанский престол — Филипп V. По рекомендации королевы Елизаветы, супруги короля, архитектором нового дворца назначили Филиппо Хуварру – известнейшего тогда итальянского архитектора родом из Мессины. В связи с неожиданной смертью Хуварры строительство дворца было поручено Джованни Батисте Сакетти, также итальянскому архитектору. Стройка была очень масштабной, предусмотренная проектом длина фасада должна была равняться 130м., и поэтому растянулась на несколько десятилетий. Филипп V не дожил до окончания строительства, и первым королем, поселившемся во дворце, стал Карл III.

И в строительстве, и в создании интерьера дворца участвовало множество талантливых мастеров, как испанских, так и итальянских: Коррадо Джаквинто, Вентура Родригес, Джованни и Доменико Тьеполо, Франческо Сабатини, Франсиско Байе. Во внешнем виде дворца преобладает итальянский стиль, а вот внутренний интерьер выполнен больше во французском стиле того времени.

При возведении стен использовался белый известняк и гранит. Фасад дворца украшают колонны ионического ордена и дорические пилястры, отделка здания выполнена в стиле неоклассицизма и позднего барокко. В нем пять этажей, два из которых подвальные. По верхней части фасада тянется карниз с балюстрадой, декорированные цветами и скульптурами испанских монархов. Карл III, увидев помещенные на фасад статуи, был крайне разгневан отсутствием среди них скульптуры своей матери Изабеллы Фарнезе, которая была главной идейной вдохновительницей строительства нового дворца. В итоге, по приказу короля, Сабатини демонтировал все статуи, которые на длительный срок были помещены в дворцовый подвал.

В 19в. были проведены работы, направленные на улучшение территории вокруг дворца – у восточного фасада сооружена парадная площадь, установлены скульптуры, разбиты скверы.

Доступен для посещения дворец стал в 1950г., а королевская резиденция перенесена во дворец Сарсуэла, возведенный в 17в. Однако в некоторых помещениях Королевского дворца и сейчас проводятся официальные мероприятия.

Главный фасад обращен к югу и Пласа де Армерии и увенчан высокой декоративной стенкой с часами, украшенными солнечными символами и гербом династии Бурбонов. По центру композиции фасада — аллегория Мартина Сармиенто «Триумф Испании».

С северной стороны дворца расположен сад Сабатини, названный в честь архитектора, возводившего дворец. В саду установлена статуя Карла III.

Королевский дворец в Мадриде владеет прекрасной коллекцией художественных произведений. Например, четыре портретных работы Гойи хранятся в королевском чертоге. На двух из них изображен Карл IV, на двух других Мария Луиса. В продолговатом зале, находящемся по соседству, представлены ценные работы испанских, фламандских и итальянских художников, в том числе работа Веласкеса «Голова женщины», Рубенса – портреты Изабеллы и Филиппа Бурбонов. Зал назван так благодаря своей форме и «трамвайному» расположению диванов у стен.

Из помещения дворца особо интересны Тронный и обеденный залы, Фарфоровая комната, Аптека, Вестибюль и Покои Гаспарини.

Вестибюль примечателен шикарной парадной лестницей, выполненной из мрамора в 1775г. по проекту Сабатини. Ее украшает статуя Карла III, представшего в виде римского императора. Тут же медальоны 18в., расписанные Коррадо Джаквинто и аллегория «Триумф Веры и Церкви», нанесенная на плафон. Наверху лестницы стоят два бюста, изображающие Филиппа V и Изабеллу. Роспись стиля рококо принадлежит руке Джаквинто.

Тронный зал наполняет огромное количество великолепных люстр, зеркал, серебряных канделябров и скульптур. Здесь представлен плафон с росписью Дж.Тьеполо, изображающий добродетели идеального монарха (аллегорические образы справедливости, умеренности, милосердия, веры и др.).

В Салоне Гаспарини выделяется плафон «Апофеоз Траяна» работы Менгса. Ранее этот салон служил обеденным залом.

В 1879г. был открыт зал для обедов Альфонсо XII. Событие приурочили к свадьбе короля с Марией Кристиной Габсбургско-Лотарингской, второй женой. Зал украшают севрские и китайские вазы, гобелены, фрески Васкеса и Менгса.

Королевскую аптеку основал в 1594г. Филипп II. Она включает несколько небольших помещений, предназначенных для хранения емкостей с лекарствами.

Фарфоровая комната построена по велению Карлоса III. Потолки и стены в ней декорированы королевским фарфором, а интерьер выполнен в бело-зеленых тонах и украшен рисунками херувимов и венков.

В 1897г. пожар уничтожил Оружейную палату и взамен был возведен павильон, в котором и расположена новая Оружейная палата для хранения королевских доспехов и оружия. Оружейная палата, открытая Филиппом II, была первым мадридским музеем.

Добавить комментарий