Можно ли приучить ребенка к порядку

Больше половины всех жалоб при обращении к детскому психологу звучат примерно так: «Ребенок совершенно не думает о порядке в своих вещах! Если я не уберу, то игрушки (книги, тетради, дискеты, в зависимости от возраста) и одежда будут валяться в самых неожиданных местах месяцами. Говорить, напоминать об этом бесполезно: он меня как будто не слышит» — ну и так далее, по тексту. Голубая мечта всех родителей, чтобы ребенок был аккуратным, убирался в своей комнате, складывал одежду перед сном, мыл за собой посуду. Возможно ли это?

LBN
Если вы вспомните все замечания, претензии и требования, звучащие в адрес ребенка в течении суток, то, наверняка, с удивлением заметите, что львиная доля их приходится именно на тему чистоты и уборки. И все «как об стену горох», ну не хотят наши дети понять важность сего процесса. Что это? Лень, пофигизм, уверенность, что кто-то сделает это за них? Или мы, взрослые, что-то делаем здесь не так?
На самом деле потребность видеть вокруг себя чистое, убранное помещение появляется у детей довольно поздно. Собственно, к этому времени они уже и не дети и даже не подростки. Желание наводить порядок самым естественным образом формируется обычно после подросткового возраста, а часто — только когда человек заводит свою семью и строит собственное жилище. Пока ребенок живет на территории взрослых и, хотим мы того или нет, — занимает подчиненное положение, он ни за что вокруг себя не отвечает. И это нормально. Безусловно, каждый из нас может вспомнить пару-тройку примеров из жизни друзей и знакомых, в чьих семьях живут дети-аккуратисты, предмет гордости родителей и зависти окружающих. Но это, скорее, исключение из правил. Детишки эти с ранних лет любят расставлять все по своим местам и наводить порядок вовсе не благодаря правильному воспитанию, а исключительно в силу особенностей характера. Это, как правило — маленькие педанты с ярко выраженным флегматичным темпераментом. Обратной стороной медали при этом является страх перед любым нарушением привычного течения событий, отступлением от правил и отсутствие непосредственности в поведении, безынициативность и неумение азартно придаваться игре со сверстниками. Дети, которые с увлечением и интересно играют, не в состоянии, выйдя из игры, резко вернуться к скучной повседневности, поэтому игрушки остаются там, где их оставили. Так, что дорогие родители, прежде чем «наезжать» на своих чад по поводу неаккуратности и стремления все вокруг превратить в хаос, запомните: нежелание наводить порядок — это возрастная норма, в то время как наличие подобных навыков — скорее, приятное исключение.
Но это вовсе не значит, что мечту приучить своего ребенка к порядку надо забыть до лучших времен. Просто цель вашего воспитания в этом направлении будет звучать несколько иначе: могут ли родители облегчить себе (именно — себе) жизнь и если да, то как? Безусловно, могут. И начинать надо, действительно, рано — уже с 2 — 3 лет. Только при этом необходимо помнить, во-первых, то, о чем говорилось выше, а во-вторых, твердо соблюдать несколько правил, о которых мы будем говорить ниже.
Правило первое. Как вы уже поняли, естественного различения чистого и неубранного помещения у ребенка нет. Поэтому базироваться надо не на утверждениях типа: « Посмотри, как у тебя в комнате грязно! Этого не должно быть!» — бесполезно. Ребенок в возрасте 2 — 4 лет если и соглашается делать что-то «как большой», то только «покупаясь» на мотив подражания вам и потребность в вашем одобрении, стремление быть взрослым. Именно на это вам и стоит опираться в своем желании воспитать у малыша аккуратность. Это должна быть игра, подражание вашим взрослым действиям, причем, действиям совместным. Моет мама пол — пусть и малыш повозит по полу тряпочкой, моет бабушка посуду — дайте и ему подержать что-то, что трудно разбить даже при очень большом желании. Папа пылесосит — пусть малыш подержится за ручку пылесоса рядом с большими папиными руками. Или пусть нажмет кнопку включения пылесоса — это вообще сплошной восторг в этом возрасте. Просто ставьте ребенка рядом с собой и показывайте, что и как надо делать (основной механизм воспитания в этом возрасте — подражание). Личный пример намного действеннее, чем многочисленные поучительные истории о «хороших и плохих детях». Но тут есть одно небольшое «но». Приучение к каким-либо навыкам предполагает наличие их и у других членов семьи. Если дом содержится в порядке, рано или поздно ребенок естественным образом подтянется к этому уровню в личных привычках. Если же «рабочий беспорядок» в вашем доме — дело обычное и полы моются от случая к случаю, то вряд ли стоит лицемерно призывать малыша к регулярной уборке: он будет реагировать только на то, что видит «по факту».
Правило второе. Если есть возможность, то лучше ограничить территорию, на которой ребенку разрешено играть: исключить кухню, ванную, спальню родителей их рабочие столы. У каждого члена семьи должна быть своя территория и у малыша — в том числе. Кроме того, площадь, с которой вам придется собирать игрушки заметно уменьшится.
Правило третье. Уборка не должна прерывать игры ребенка или препятствовать ее продолжению. Для нас это просто игра, а для ребенка — самое важное занятие в жизни, отнеситесь к этому с уважением. Если он оставил на полу недостроенный замок из кубиков, будет неправильным его убирать — это означает прервать творческий процесс, который может уже не возобновиться. Неуместно начинать работу по дому, если у ребенка гости или отрывать его от какого-нибудь интересного занятия. В этом случае уборка будет иметь негативный эмоциональный оттенок, что вряд ли пойдет на пользу вам и ребенку.
Если вы взялись за уборку в детской, то лучше не делать это в отсутствие ребенка или без его участия. Понятно, что его вклад будет пока невелик и больше напоминать попытку все испачкать опять. Потерпите: совместное действие здесь очень важно, у малыша не должно создаваться впечатление, что кто-то выполнит за него его обязанности. И не ругайте его, он старается как может. Наоборот — как можно чаще хвалите маленького помощника за любые мелочи в процессе уборки. Пусть даже он просто держит мешок для игрушек, пока вы их туда складываете или достанет что-то, закатившееся под диван, что взрослому достать трудно. И обязательно скажите малышу о том, что без него вы бы не справились.
Хорошо бы закрепить за ребенком одно или несколько дел, которые в семье выполняет только он. Пусть это будет один какой-то цветок, который надо регулярно поливать или полочка в комнате, с которой только малышу доверено вытирать пыль. Это очень важный шаг. Ребенок окончательно начинает себя чувствовать «как взрослый» в нелегком деле поддержания чистоты, привыкает к мысли, что есть дела, которые надо делать постоянно.
И, наконец, последний совет: не ждите немедленных результатов, не рассчитывайте на скорый эффект в воспитании аккуратности у маленького ребенка. Девиз этого важного и непростого дела, пожалуй, звучит так: «ждите ответа». И если все сделано правильно, то «ответа» вы, наверняка дождетесь.

Елена Щербакова, психолог, для beautytime.ru

Добавить комментарий