Собираемся в речной круиз
У многих слово «круиз» ассоциируется исключительно с морским путешествием. Между тем, речные круизы – отдых не менее интересный. Ведь и в нашей стране есть красоты, не уступающие тому, что можно увидеть с борта белоснежного океанского лайнера.
Турфирмы, занимающиеся речными круизами по России, на недостаток туристов не жалуются. При том, что это относительно дорогой вид отдыха. Желающих отдохнуть подобным образом так много, что имеющихся в наличии теплоходов соответствующего уровня явно не хватает.
Ну а пока назову несколько теплоходов, обладающих необходимым уровнем комфорта. Это «Алексей Ватченко», Константин Коротков», «Николай Чернышевский», «Владимир Куйбышев», «Михаил Фрунзе» и др. Прямо не список, а доска почета: называть водоплавающие средства именами прославленных людей – распространенная традиция советской эпохи.
Что означает комфорт на теплоходе – объяснять долго не надо. Конечно же, удобства в каютах, независимо от их класса. Кондиционеры. Наличие ресторанов, баров, дискотек, соляриев, читальных залов и прочих атрибутов достойной жизни.
Туристов, как правило, очень волнует вопрос безопасности. В частности, тех, кому достались места на нижней палубе. И особенно тех, кто внимательно смотрел «Титаник»… Не дай Бог, конечно, но в любых внештатных ситуациях система оповещения, помощь персонала одинаково эффективны для всех. С математической точностью просчитано и необходимое для в с е х пассажиров количество спасательных средств.
Каюты на нижних палубах берут не очень активно. Но причина здесь даже не в страхах, вызванных недостаточным знанием вопроса. Просто в них из-за иллюминаторов не очень уютно. Ощущение замкнутости пространства далеко не все переносят спокойно. Другое дело – панорамные окна в каютах верхних палуб, дающие окрыляющие чувства перспективы и движения. Понятно, почему такая разница в стоимости круиза. Влияет также и то, размещены ли кровати в линейном порядке или ярусном. Каюты класса «люкс», обставленные соответствующей мебелью, с ванной, телефоном, телевизором, холодильником, стоят раз в 6 дороже, чем скромное временное жилище на нижней палубе. Для наглядности ценовой политики: если трехдневный вояж на теплоходе «Щорс» (2-местное размещение, средняя или главная палуба) обойдется примерно в 4 тысячи рублей, то 2-местный «полулюкс» потянет на 14 с лишним.
В стоимость круиза входят проживание, трехразовое питание, развлекательные программы, все запланированные экскурсионные программы на берегу. Из собственного кармана оплачиваются напитки в баре, сауна, услуги салонов красоты, парикмахерских, телефонная связь и т.п. За свой счет и дорога до места посадки и обратно от места высадки (ведь не все круизы начинаются в Москве).
На теплоход надо явиться за три часа до старта. Это необходимо для регистрационных процедур и спокойного расселения. Бывает, что подводит самолет или поезд. Постарайтесь сделать так, чтобы у вас был запас времени, который можно использовать очень приятно. Например, если речной вояж начинается в Петербурге вечером, отправьтесь в славный город ночным поездом. Прибудете в Северную Пальмиру утром, побродите по Невскому, зайдете в музей, перекусите и точно в срок явитесь пред светлыми очами круизной администрации. Если же все-таки по каким-либо причинам турист опоздал, то деньги ему никто не вернет. В лучшем случае, он может догнать свой белый теплоход и присоединиться к участникам круиза на стоянке. Для этого потребуются дополнительные средства, мобильность и упорство.
Теперь непосредственно по реалиям житья-бытья на пароходе. Одна из основных его радостей – еда. Кормят вкусно и разнообразно. Для организаторов круиза – это вопрос престижа. Если сухопутный турист, недовольный гостиничным меню, может отправиться в любой городской ресторан, то здесь деться некуда. Шеф-повара и весь общепитовский персонал выбирают с пристрастием, на конкурсной основе. Готовить должны так, что пальчики оближешь. При необходимости можно заказать себе и диетический стол.
Кстати, здоровье путешественников находится под контролем. Есть медпункт, куда можно обратиться со всеми проблемами. «Морской болезни» практически ни у кого не наблюдается. Это вам не волнующееся море, хотя на суперсовременных морских судах вибрация от качки благодаря техническим средствам минимизируется.
Врачей приглашают опытных, чтобы могли поставить правильный диагноз и оказать первую помощь. В серьезных случаях, когда требуется госпитализация, при первой возможности причаливают к берегу, где уже ждет заранее вызванная по спецсвязи санитарная машина. К счастью, такое случается крайне редко, но в пути нужно предусматривать все.
Заскучать в круизе не дадут, даже если вы отъявленный нелюдим. Хотя такие в путешествиях практически не попадаются, такие сидят дома. Бешеную активность проявляют профессиональные аниматоры, далеко ушедшие от вчерашних массовиков-затейников с их высшим достижением – бегом в мешках. Постоянно устраиваются всякие конкурсы, соревнования, розыгрыши, карнавалы преимущественно на пиратскую тему. Спонтанно формируются команды из самых активных и находчивых туристов, обожающие мероприятия типа КВН. Организаторы круизов в соответствии со своими финансовыми возможностями обеспечивают присутствие звезд, которые отрабатывают вояж вечерними выступлениями. Дамы нередко задают вопрос, следует ли брать с собой вечерние платья. Ведь грозит такая светская жизнь, говорят, на прощание капитан судна дает бал…
Это правда. Однако не ломайте голову, где достать умопомрачительные наряды. Все же это не фешенебельный морской круиз с богатейшей публикой, где в самом деле рисуешь выглядеть Золушкой. А на наших внутренних водных артериях все гораздо демократичнее. И в длинном воздушном платье с шлейфом вы будет чувствовать себя не очень комфортно рядом с соседкой, пришедшей на ужин в джинсах. Пока еще не выработался определенный стиль для тех или иных светских мероприятий. Хотя мы, наверное, с ростом благосостояния и оттачиванием этикета к этому придем. Больше, чем о вечерних туалетах, стоит подумать о спортивной одежде, удобной обуви, головных уборах. Ведь будут «зеленые стоянки», предназначенные исключительно для отдыха на природе. Будут посещения монастырей, где к туристам предъявляются вполне обоснованные требования. Никаких шортов, а женщинам желательно сменить универсальные брюки на скромненькую юбку. И, конечно же, платок или шарф на голове.
Теперь непосредственно о маршрутах. Те, что начинаются в Москве, стартуют от Северного речного вокзала. Кое-кто отмечает начало круиза в ресторане «Волга», вызывающего у любителей старого советского кино ностальгию по мифическим временам. Хит грядущего высокого сезона – Москва-Петербург. Ясно, что такой всплеск интереса связан, прежде всего, с 300-летием города на Неве. Можно отправиться в 12-дневную «кругосветку» с остановкой на 2-3 дня в Питере (ночевать будете «дома», т.е. в родной каюте). Очень удобно, учитывая переполненность гостиниц: иностранцы, всегда питавшие слабость к второй российской столице западного образца, очень активизировались с бронированием мест. Ведь следующего подобного юбилея надо ждать целых сто лет!
Очень популярны короткие круизы, рассчитанные на два-четыре дня (в них отправляются по выходным или на праздники). Это вояжи до Твери, Углича, Рязани и т.д. Круизы средней продолжительности длятся от пяти до 13 дней. Среди таковых котируются маршруты, предоставляющие возможность полюбоваться волжскими жемчужинами – Плесом, Ярославлем, Костромой, Нижним Новгородом. Высоко котируется маршрут: Москва – Кижи – Валаам – Санкт-Петербург. И, наконец, продолжительные круизы, длящиеся от 14 до 20 дней. Они предлагают увидеть Пермь, Уфу, Астрахань, Ростов-на-Дону, поплавать по Каме, реке Белая и пр. Короче, выбор есть. Главное – попасть в круг счастливчиков. И потому бронируйте место на заинтересовавший маршрут пораньше. Тема более что период отечественной круизной навигации не так уж велик: с конца мая по начало сентября.
Лариса Ровнянская, для beautytime.ru