Песни, мультфильмы и сказки — что нужно ребенку
В том, что касается развития ребенка, мамы малюток делятся на две неравные группы: одни считают, что Пушкин и Моцарт с рождения – это залог будущих талантов малыша, другие — что Пушкин понадобится ему, лишь когда он начнет понимать, кто такая рыбка и что значит закинуть невод, а до тех пор ему вполне хватит «мамы в режиме радио».
Кто прав? Все понемногу. 2-месячный малыш, конечно, ничего не понимает ни про царя Салтана, ни про Лукоморье, как бы родителям ни хотелось верить в обратное. Пушкин и Моцарт — это скорее для мамы и папы: невозможно же читать круглые сутки про репку и слушать колыбельные, вместо них вполне могут быть Гоголь и Глинка или Шекспир и Чайковский. Или просто радиомама, если ей хочется не только читать своему чаду поэмы, но и просто рассказывать о происходящем вокруг. Главное — чтобы малышу, хоть что-то пели или говорили. Стихи и музыка нужны ему для развития слуха и речи, а мамин голос — для спокойствия.
Почему детям нравится слушать одно и то же?
Детский психолог Татьяна Данилова:
— И в песнях, и в стихах есть определенная мелодика, которая необходима для формирования у ребенка слуха. Причем важно, чтобы тексты и музыка повторялись. Родители наверняка замечали, что малышам нравится одно и то же. Они большие консерваторы. Повторение важно еще и потому, что ребенок учится слышать речь и разговаривать. Если у родителей есть возможность читать и петь ему, то это прекрасно. Что читать и петь, неважно. У детей разные типы темперамента, характер, вкусы. Одному нравится «У Лукоморья», другому — «Аты-баты, шли солдаты». Есть непоседы, которые вообще не слушают, когда им читают, тогда им нужно просто рассказывать о чем-то. Хотя смысла они пока не понимают, но такого вида контакт очень важен для развития малыша.
Примерно к 6 месяцам мама вдруг замечает, что ее чадо обнаружило в доме телевизор. Не то чтобы малыш стал им интересоваться, но, по крайней мере, обращает на него внимание. Спустя 2-3 месяца маме начинает казаться, что ее он уже смотрит на экран внимательно и как будто осмысленно. В связи с этим возникает вопрос про мультики: не пора ли начать их показывать?
Понять маму можно: с маленьким ребенком даже пять свободных минут — уже подарок. Есть время выпить чаю, хотя, скорее всего мама потратит их на что-нибудь неотложно-хозяйственное — дела сами не делаются. В общем, если пришла пора мультиков, грех этим не воспользоваться, есть ведь и развивающие, и хорошие, и добрые.
Есть, спору нет, но их черед придет еще не скоро — после 2 лет. Насчет первого года жизни все детские специалисты — педиатры, неврологи, офтальмологи, психологи — едины во мнении: мультики ребенку не нужны. Ни яркие, ни добрые, ни развивающие — никакие. Потому что в этом возрасте отсутствует осознанное восприятие увиденного. Дети видят лишь мелькание и отвлекаются на него, как отвлекались бы на погремушку в маминой руке или куклу в папиной — именно это родители порой принимают за интерес.
Семейный врач Алексей Добровольский:
— Никакого эмоционального или физиологического значения просмотр мультиков для развития малыша не имеет. Ребенок первого года жизни не понимает и не запоминает увиденное — у него еще нет долговременной памяти. Мозг можно представить себе как паутинку из клеток, которые соединены между собой нервными связями, которые являются нашей памятью, и примерно до 2 лет они не работают. Если родителям кажется, что малыш 8-9 месяцев уже смотрит мультики осознанно, то они ошибаются.
Интересно ли детям то, что на экране?
Детский психолог Татьяна Данилова:
— Малышам этого возраста важнее всего общаться с родителями. Они должны познавать мир через то, что можно взять. А что возьмешь из телевизора? До года ребенок вполне может обойтись без мультиков. Необходимости в них нет, да и детям это еще неинтересно. Родителям порой кажется, что дети интересуются тем, что на экране, но на самом деле они лишь отвлекаются на мелькание картинки.