Мужчина и женщина: спор за рулем автомобиля
Вопрос о том, кто лучше водит машину, вызывает одинаково бурные споры в любой компании. Женщины приводят в пример свою аккуратность, мужчины — быстроту реакции и так далее. Спор этот бесконечен и бессмысленен. На самом деле мы просто водим машины очень по-разному. Но об этой разнице очень полезно помнить, когда вы садитесь за руль.
Итак, повторим всем известный факт: природа создала мужчину и женщину очень разными. И вождение машины демонстрирует эти различия особенно ярко. Что-то лучше удается мужчине, а что-то — женщине.
Зрение
Кто бы мог подумать, что даже наши глаза устроены настолько по-разному! Так у женщины значительно более широкое периферийное зрение по сравнению с мужчиной. Исторически она являлась хранительницей очага, а потому ей нужно было одновременно видеть все то, что происходит в пещере (огонь, дети и т. д.). Кроме того, уже вне жилища ей также требовалось иметь максимально широкий обзор, чтобы вовремя заметить опасность, угрожающую ей и ее детям (например, змею или дикого зверя). Именно поэтому в мозг женщины была заложена программа, позволяющая ей очень хорошо видеть сектор в не менее чем 45 градусов с каждой стороны головы (то есть в 90 градусов в сумме). Впрочем, это минимум, и у очень многих представительниц прекрасного пола эффективное периферийное зрение достигает 180 градусов (у мужчин эта цифра редко превышает 45 градусов)! То есть, смотря вперед, женщины прекрасно видят все то, что происходит сбоку.
А это качество, как вы понимаете, просто незаменимо при вождении машины. Ведь как утверждает статистика, большинство аварий случается именно из-за того, что водители не видят опасности, которая находится как раз сбоку от их машины. Кстати, особенности женского зрения объясняют и тот факт, что по сравнению с мужчинами среднестатистическая женщина-водитель значительно лучше умеет пользоваться боковыми зеркалами в машине. Кроме того, даже копаясь в бардачке или меняя кассету в магнитоле, она с помощью своего периферийного зрения прекрасно видит то, что происходит на дороге. Большинству мужчин такая задача не под силу.
Впрочем, и у мужского зрения на дороге есть свои плюсы. Понятно, что от него в древние времена требовалось совсем иное. Мужчине как охотнику нужно было поймать глазом цель и не выпускать ее из поля зрения, часто на довольно далеком расстоянии. То есть, с одной стороны, его зрение эволюционировало до сильно ограниченного видения, чтобы ничто не отвлекало его от цели. Ученые называют такой тип зрения «туннельным». Но при этом мужчина способен очень четко и ясно видеть предметы, расположенные прямо перед собой, причем на значительно большем расстояния, чем женщина. То есть, его глаза подобны биноклю или подзорной трубе.
Исходя из вышесказанного, мужчина за рулем автомобиля скорее, чем женщина, заметит препятствие, находящееся впереди (сломавшуюся машину, аварийный участок дороги и т. д.). А значит, он и быстрее отреагирует на него (сбросит скорость или перестроится в другой ряд).
Еще одна разница между мужским и женским зрением заключается в том, что у мужчин утомляемость глаз гораздо выше, поскольку из зрение приспособлено для смотрения вдаль. При необходимости же увидеть какой-то объект вблизи (зеркало бокового или заднего вида, движущиеся рядом машины, какие-то предметы в салоне автомобиля и т. д.) оно должно постоянно перефокусироваться. Поэтому у мужчины глаза во время вождения устают больше, чем у женщины.
Но на этом разница в зрении между представителями разных полов не заканчивается. Немаловажный момент — способность видеть в темноте. Тут все менее однозначно. Женщина видит в темноте больше мелких деталей, но лишь в близком, широком поле. Но при этом в темноте она часто неспособна различить, по какой стороне дороги движется встречный транспорт. У мужчины подобных проблем не возникает. Кроме того, ночью по статистике гораздо чаще случаются аварии из-за того, что водитель не успевает вовремя заметить какие-либо препятствия на дороге. Именно в этом случае мужчины с их способностью к дальнему видению оказываются в лучшем положении. Кроме того, при лучшем пространственном глазомере они могут точнее определить местонахождение и особенности движения других автомобилей на ночной дороге.
Слух
И в этом представители разных полов имеют значительные отличия! Так, например, женщина способна одновременно воспринимать сразу несколько звуков. Например, ведя машину, она может без труда разговаривать со своим попутчиком, слушать радио (не упуская ни слова), и при этом прекрасно слышать звук мотора своего автомобиля и какие-либо шумы и сигналы на дороге вокруг него. Дело в том, что женский мозг обладает способностью разделять звуки, относить их к разным категориям и принимать решение в отношении каждого из них. Для мужчины же это является проблемой. Он обычно может без дополнительного напряжения полноценно воспринимать лишь что-то одно. Вот почему они реже, чем женщины, слушают за рулем радио и беседуют с попутчиками.
Впрочем, у мужского слуха есть и один существенный плюс: представители сильного пола лучше слышат, откуда именно исходит звук. Так они безошибочно определят, какой именно из находящихся вокруг их машины автомобилей сигналит. Женщина это может понять не настолько точно.
Несколько дел одновременно
Ничуть не меньшее, а порой и большее чем зрение и слух, значение имеют различия в строении мозга мужчины и женщины. И за рулем это проявляется не в последнюю очередь. Начнем с наиболее глобального различия, которое заключается в том, что мозг мужчины разделен на отделы, и количество нервных соединений между правым и левым полушариями у него значительно меньше, чем у женщины . Это приводит к тому, что мужчина может сконцентрироваться на одной единственной задаче в отдельный промежуток времени.
Так, например, останавливая машину, чтобы свериться с картой, большинство мужчин в первую очередь выключат радиоприемник. Зачем? Ну просто они не в состоянии одновременно слушать радио и разбираться в карте! У многих женщин это может вызвать удивление, но, тем не менее, это так!
А вот мозг представительниц прекрасного пола устроен совсем иначе. Он запрограммирован на одновременное управление несколькими делами. Так женщина может вести машину, слушать радио, красить губы и одновременно разговаривать по мобильному телефону. Если же вы просто заговорите с мужчиной, ведущим машину, то он почти наверняка пропустит нужный поворот. Ну не может он делать сразу несколько дел!
Право — лево
Впрочем, одновременное использование обоих полушарий мозга часто играет с женщинами злую шутку. Именно из-за этого многие из них путают правую и левую стороны. Около 50% женщин не могут мгновенно сказать, где право, а где лево, определяя это по кольцу на пальце или по каким-то собственным приметам. Поэтому в ответ на совет повернуть налево, многие женщины включают правый поворотник и поворачивают направо. Мужчины же, в отличие от них, оперируют либо правым, либо левым полушарием мозга, а потому всегда безошибочно определяют «право-лево».
Итак, о некоторых различиях между тем, как ведут себя за рулем представители разных полов, вы уже узнали. Но это еще далеко не все! Почему, например, мужчины лучше паркуют автомобиль параллельно тротуару, а женщины зачем-то переворачивают карту вверх ногами, чтобы найти верный маршрут? Чем еще мы отличаемся друг от друга?
Пространственная ориентация
Как выяснили ученые, ориентация мужчины в пространстве связана с функционированием фронтальной части правого полушария. У женщин же за это отвечают оба полушария, то есть какой-то отдельной области, отведенной для этого в мозге, у них не обнаружено. Увы, но по этому параметру мужчины значительно превосходят женщин. Ведь еще сотни тысяч лет назад именно пространственная ориентация позволяла мужчинам рассчитать скорость движения добычи, расстояние до нее, а значит и силу броска камнем. Кроме того, он не должен был заблудиться во время охоты. Женщине все это способности были просто не нужны.
Как же все это отражается во время вождения машины? Ну, начнем с того, что мужчина значительно лучше ориентируется на дороге. Он почти наверняка с первого раза запомнит незнакомый маршрут, в то время как у женщины это вряд ли получится. Мужчина моментально и безошибочно найдет место, где стоит его машина на стоянке у супермаркета, а один раз взглянут на карту, он потом легко найдет дорогу по памяти.
Кстати, о карте стоит поговорить особо. Большинство мужчин очень веселится, когда видит, как женщина крутит карту, чтобы ее направление совпало с направлением ее движения. То есть если она едет с севера на юг, то почти наверняка она перевернет карту вверх ногами. Мужчина же прекрасно ориентируется по карте вне зависимости от направления своего движения. Именно этими различиями между представителями разных полов воспользовались как-то английские издатели карт, выпустив карту Великобритании (юг был расположен сверху), удобную для тех, кто путешествует на автомобиле с севера на юг (то есть, направление карты совпадает с их движением). На рекламу подобной новинки откликнулось более 15 тысяч женщин и всего несколько мужчин. Остальные представители сильного пола или просто не поняли, зачем нужна такая карта, или сочли это шуткой.
Параллельная парковка
По статистике абсолютно правильно припарковать машину параллельно тротуару могут около 80% мужчин и лишь около 20% женщин. Виновато в этом все та же пространственная ориентация, которая у мужчин развита лучше. Даже если на занятиях в автошколе женщине и удавалось это задание, в реальных жизненных условиях на дороге большинство из них теряются и предпочитают лучше проехать квартал до более просторного места для стоянки, чем пытаться загнать машину задним ходом в узкое пространство. Кстати, езда задним ходом, которая у мужчин особых проблем не вызывает, большинству женщин простои ненавистна!
Гормональные сюрпризы
Не так давно было установлено, что пространственная ориентация у женщин тесно связана с выработкой гормонов. Чем больше в крови эстрогена, тем хуже ее ориентация в пространстве. Именно поэтому во время месячных параллельная парковка и попытки выбрать правильный маршрут кажутся женщинам особенно сложными. А вот в дни, когда в ее организме повышается уровень тестостерона, ее пространственная ориентация может быть вполне сравнима с мужской. Так что, если вам предстоят экзамены в автошколе или какая-то сложная поездка, лучше, чтобы они не приходились на ваши критические дни.
Естественно, что гормоны влияют и на мужчин. Так падение уровня тестостерона и у них может ухудшить пространственную ориентацию. Кстати, падать этот уровень может, например, из-за чрезмерного употребления алкоголя и курении.
Меняется гормональный баланс и с возрастом. Если у женщин после 50 лет уровень тестостерона повышается, то у мужчин, наоборот, уменьшается. Именно поэтому специалисты считают, что у женщины способности к вождению машины с возрастом могут теоретически увеличиться, а у мужчины, напротив, значительно уменьшиться.
Кстати, у представителей азиатских народов уровень тестостерона существенно ниже, чем, например, у европейцев. А потому поставить автомобиль параллельно тротуару китайцу значительно сложнее, чем англичанину или французу. Соответственно, и восточные женщины водят машину значительно хуже европеек и американок.
Почему мы водим машину?
Странный вопрос, казалось бы… Между тем, если вы зададите его мужчине и женщине, что ответы будут совершенно разными. Для мужчины вождение представляется тестом на ориентацию в окружающей обстановке. Именно поэтому мужчины любят быструю езду по извилистой дороге. В этом случае задействуется их искусство ориентации: быстрое переключение скоростей, сцепления и тормозов, оценка скорости поворотов, углов и расстояний. Часто мужчина сильно превышает скорость и позволяет себе различные рискованные маневры вовсе не из-за того, что он куда-то опаздывает. Просто он таким образом проверяет, на что он способен.
Для женщины же вождение машины — это наиболее комфортный способ добраться, условно говоря, из пункта А в пункт В. При этом она тоже может испытывать удовольствие от скорости и вообще, от процесса езды. Но все же побудительным мотивом сесть за руль у нее будет, прежде всего, возможность не от кого не зависеть, не толкаться в общественном транспорте, передвигаться с комфортом и без проблем ездить на работу, в магазин, в школу за ребенком, на дачу и т. д. То есть, ее всегда будет больше интересовать результат, а не процесс. Кстати, отчасти этим объясняется и более аккуратная манера вождения, которая присуща женщине. Для нее главное — безопасно добраться до пункта назначения, а не продемонстрировать окружающим свое мастерство и крутость.
Если вы сбились с пути
Эмоциональные различия между мужчиной и женщиной приводят к тому, что они очень по-разному реагируют, например, на ситуацию, когда они не могут найти правильную дорогу. Женщина наверняка обязательно остановится и задаст вопрос прохожим. Мужчина же сделает это крайне неохотно и то лишь, если он в машине один. Если же рядом сидит женщина, предложение спросить дорогу он воспринимает как признание собственной неполноценности и некомпетентности. В этом случае он будет чувствовать себя неудачником, а вопрос к прохожему будет воспринимать как собственное поражение. Вот почему он скорее будет 2 часа ездить по незнакомым ему улицам в поисках нужного дома, чем задаст вопрос.
На эту тему есть даже хороший анекдот: «Почему Моисей 40 лет водил народ по пустыне?». «Он не хотел спрашивать о том, куда идти».
Кстати, во время решения такой серьезной проблемы, как поиск правильного маршрута, мужчина активизирует правое полушарие мозга. А поскольку одновременно оба полушария у него функционировать не могут, то левое, отвечающее за слух и речь, просто на это время выключается. Именно поэтому не имеет смысла пытаться в этот момент о чем-то с мужчиной разговаривать и давать советы.
И напоследок еще один комментарий. Все вышеперечисленное относится к женщинам с женским складом ума и к мужчинам, соответственно, с мужским (и тех и других примерно по 90%). Но бывают и исключения. Так если у женщины в характере заметны мужские черты, то она, возможно, будет прекрасно ставить машину параллельно тротуару, а несколько женственный мужчина будет иметь отличное периферийное зрение. Так что, зная особенности вождения своих знакомых (да и свои собственные), можно использовать эту статью как своеобразный тест на проверку присутствия в характере мужского и женского начала.
Екатерина Виноградова, для beautytime.ru