Портрет деловой женщины

Сегодня в силу целого ряда причин в нашем обществе постепенно складываются новые социальные типы, вынуждая людей так или иначе меняться. В нашу жизнь уверенно входят деловые люди — мужчины и женщины и общество начинает ценить деловитость, как условие успеха. А есть ли у предпринимательства лицо, мужское или женское? Может быть для бизнеса все равно, какого ты пола, необходимо всего лишь полностью нести за все ответственность и надеяться только на себя. И все же деловая женщина — это не совсем то же самое, что деловой мужчина, об этом мы и поговорим сегодня.

Безусловно, в таких качествах, как деловитость, гибкость, способность к сотрудничеству, главное, не какого ты пола, а что ты реально умеешь. И здесь женщине нисколько не легче и не труднее, чем мужчине. Надо признать, что у нас пока еще не вполне сложился тип делового человека, как мужской, так и женский. Весь мир, качествам, которые входят в понятие деловитость учится специально. В этих условиях медленно, но верно идет поиск чисто женского образца деловитости, при этом подразумевается, что отличия все же есть.
Так какая же она, деловая женщина? Да, она активно работает и не мыслит себя без этого. Но при этом ее никак нельзя назвать «синим чулком»: она нисколько не утрачивает при этом женственности и не пытается обойтись без остальных женских ролей. Да, она готова меняться и учиться всему новому, она ждет конкретных успешных результатов и готова ради этого вертеться как белка в колесе.

Естественно, психологи не могут обойти вниманием факт формирования нового типа в нашем обществе. Не так давно был проведен опрос мужчин, работающих в деловой сфере, которым задавался один и тот же вопрос: какие качества они ценят больше всего в женщине-партнере? Как ни странно, на первое место все опрашиваемые ставили вовсе не деловитость или профессионализм, а привлекательную внешность, аккуратность, хороший вкус, который они прямо связывают с проявлением качества ума. А внешность дополняют хорошие манеры, умение держаться в обществе, говорить и слушать. И все же — почему на первом месте не профессионализм? Дело в том, что именно женщинам свойственно, как показывают специальные исследования, относиться к представительницам своего пола в бизнесе гораздо критичнее мужчин. Именно женщины ищут в соратницах прежде всего недостатки и замечают даже самую маленькую «соринку в глазу». Мужчины же, как правило, если у них нет проблем с самооценкой, не конкурируют с женщиной настолько, чтобы прежде всего видеть в ней деловую соперницу, а не женщину.

И только на второе место среди ценных качеств деловой женщины опрашиваемые мужчины поставили компетентность и деловитость. Они отметили их проявление в организованности, четкости, умении контролировать время и события, в единстве слов и дел, в обязательности.
И, наконец, на третье место было поставлено, уж совсем бесценное женское качество — умение общаться, искренняя заинтересованность в контактах с людьми, способность оказать поддержку, выслушать и, главное понять другого. Эта черта с приходом женщин в мир деловых людей заметно изменила сам стиль взаимодействия людей в организациях. Женщина изначально способнее, чем мужчина в менеджерской работе именно за счет того, что больше внимания уделяет контактам между людьми. Женщины существенно повлияли на атмосферу деловой среды, внеся в нее свои ценности — мягкость, гибкость, эмоциональность (а за счет нее большую чувствительность к малейшим нюансам в поведении другого человека), поддержку, стремление к общению, любознательность. Контактность, склонность к компромиссам (в хорошем смысле этого слова) делают женщину порою более успешной в ведении переговоров, в достижении результатов в сотрудничестве. Вообще, существует заметный разрыв между коммуникативными способностями у мужчин и у женщин. Не даром в последнее время среди мужской половины делового мира явно наметилась тенденция сократить этот разрыв с помощью всевозможных семинаров и тренингов общения, где психологи специально обучают нелегкому искусству коммуникации.

Но все это вовсе не означает, что умение женщин общаться не требует шлифовки — нет предела совершенству!

Картина не была бы полной, если бы в опросе не были затронуты и негативные (по мнению мужчин) качества деловой женщины. Здесь первенство держит способность, умение, а главное — стремление манипулировать людьми (мужчинами, в частности). Более чувствительная и наблюдательная, чем мужчина, женщина оказывается успешней в ситуациях, требующих компромиссного решения. Вообще, граница между умением общаться и умением манипулировать весьма неопределенная. Манипулирование — качество, позволяющее сознательно или бессознательно влиять на другого, в целях извлечения собственной выгоды. Уж как-то так повелось во все времена считать, что только женщине свойственно интриговать, сплетничать, строить козни, и очень часто неявным образом. Манипуляция может принимать самые разнообразные формы — от самых изощренных, когда причудливо сплетается достоверная и недостоверная информация, заводящая партнера в ловушку неискренности и собственной выгоды манипулятора. И до прямого давления, такого, как жесткий контроль, или заискивания, мнимого самоунижения, с целью вызвать жалость или сочувствие, наконец, прямой уход в «болезнь», вызывающий у нормального человека все ту же жалость и желание облегчить участь «страдалицы». Как видите, способов манипулирования людьми огромное множество. Но кто сказал, что мужчины совсем не владеют этим искусством? Увы, любое управление людьми весьма близко стоит к манипулированию, здесь важно, чтобы игра и обман не стали единственными и основными стратегиями поведения. Не сказать все, не раскрыть полностью свои планы — право каждого делового человека, а полная открытость зачастую может обернуться не достоинством, а глупостью, а, следовательно, недостатком, мешающим успешному ведению дел. Скорее всего, уход от открытого решения проблемы, обращение к манипуляциям — это прежде всего проявление слабости и непрофессионализма, неумения взаимодействовать конструктивно и эффективно. А это, уж извините, далеко не только женский недостаток.
Деловому общению следует учиться. Это только на первый взгляд кажется, что в самых простых вещах — умении слушать, говорить, задавать вопросы и отвечать на них, нет ничего особенного. Не менее важно, например, не переживать в случае непонимания, уметь за себя постоять, выйти с честью (или с победой) из любого конфликта, постараться вообще не войти в конфликт и т.д. Многие деловые женщины делают поистине удивительные открытия, когда узнают, что умение «воздействовать» на других самым тесным образом связано с готовностью совершенствовать себя.

Елена Егорова, психолог, для beautytime.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *