Мне в Париж по делу

Совершенно ясно, что эта крылатая фраза из миниатюры Жванецкого принадлежит представителю нарождающегося в России делового туризма. Хотя почему нарождающегося? Если вдуматься, к этому славному племени относятся еще первооткрыватели новых земель. Например, тверской купец Афанасий Никитин, побуждаемый благой и весьма прагматичной целью — проложением новых торговых путей. Итогом его путешествий стало открытие для соотечественников далекой Индии со всеми ее несметными сокровищами. Если в XV столетии, в бытность Никитина, ему пришлось в буквальном смысле совершать «хождение за три моря», то в XIX-м путешествующие «по казенной надобности» активно использовали самое скоростное на то время средство — почтовые тройки. Командировки длились в лучшем случае неделями, а то к месяцами (что, согласитесь, для развития дела не очень здорово).

Настоящий переворот совершил только что минувший век с его реактивной авиацией (и вообще, значительно усовершенствовавшейся транспортной инфраструктурой). В итоге деловой туризм отличился столь быстрыми темпами роста, что его признали экономическим феноменом XX столетия.

Что такое деловой туризм

И тем не менее для многих вопрос «Что такое деловой туризм?» остается невыясненным. Так что, стоит, видимо, остановиться на этом чуть подробней. Итак, свыше 73% его объема составляют корпоративные поездки (т.е. организуемые корпорациями), в том числе туры, имеющие целью стимулировать сотрудников, занятых, скажем, продвижением товаров компании. Еще 16% приходится на поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах. Около 11% — имеют отношение к работе ярмарок и торгово-промышленных выставок.

Специалисты, работающие в туристическом бизнесе утверждают, что примерно четвертая часть всех путешествий относится как раз к категории «business travel». Причем ежедневные расходы бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста, так что наиболее посещаемые деловыми людьми страны извлекают и немалый доход.

Страны-лидеры

Теперь о странах-лидерах… Первое место на рынке делового туризма занимают США, второе — Великобритания, третье Испания. Именно в этих государствах практически до совершенства доведена так называемая «индустрия гостеприимства», имеются великолепные конгресс-центры и гостиницы, предназначенные для проведения масштабных мероприятий. Здесь оптимально сбалансированы цена-качество, что в не в последнюю очередь определяет выбор бизнесменов.

Ииеется и список государств, командировки в которые очень сильно опустошают кошельки. Десять лет назад наша сграна возглавляла этот список . Сегодня мы остаемся в десятке лидеров, хоть и уступили первое место по дороговизне экзотической Бразилии. Помимо России и Бразилии в данном контексте можно назвать (по убывающей) Грецию, Израиль, Кувейт, Аргентину, Румынию, Азербайджан, Польшу, Узбекистан. Наиболее же накладным для командировок городом признак Нью-Йорк.

Отели для бизнесменов

Что же касается непосредственно организации деловых поездок, то культура этого дела на Западе, развивашаяся десятилетиями, действительно впечатляет. Достаточно хотя бы перечислить, чем располагают гостиницы, регулярно принимающие бизнесменов. Главное для которых и вдали от родных пенат держать руку на пульсе своего бизнеса. А значит, в номере такой постоялец должен иметь своего рода мини-офис: просторный стол с хорошим освещением, розетки для подключения компьютера и выхода в Интернет, многофункциональный телефон прямой связи. По желанию гостя в номере могут установить факс с индивидуальным номером.

Нельзя игнорировать и бытовую сторону. Занятой человек должен полноценно отдыхать, хорошо выглядеть и не отвлекаться на мелкие хлопоты, типа поиска гладильной комнаты. А потому в оборудование номеров вполне обоснованно включаются утюги, гладильные доски, электрочайники, кофеварки (плюс запасы казенного кофе, чая и сахара). Впрочем, в гостиницах высокого класса глажкой рубашек и приготовлением чая занимается обслуживающий персонал. Предусмотрительная гостиничная администрация не забудет и о фенах для укладки волос. Ведь около половины путешествующих по делам составляют бизнес-леди. Примета времени, с которой тоже приходится считаться.

Соответствовать потребностям деловых туристов стремяться не только отели, но и авиакомпании. Улучшение расписания авиарейсов помогает оптимальным образом выстроить свой график, воспользовавшись, например, ночным перелетом.

Путешествия через Интернет

Чеканный принцип «Time is Money» лежит в основе деятельности полноценного представителя бизнеса. Все большую популярность приобретает покупка-продажа туристических услуг через Интернет. Не приходится тратить время на телефонные переговоры с турагентствами, да и гораздо выше вероятность того, что при данной системе бронирования и продажи авиабилетов, резервирования гостиниц, аренды автомобилей вы, в конце концов, получите самые дешевые и удобные варианты.

Деловое страхование

Деловой туризм – это то, на развитие чего не в силах повлиять даже политические и природные катаклизмы. Напротив, именно в неспокойных точках ведуться переговоры, действуют гуманитарные миссии и т. д. В связи с этим необходимо сверхответственное отношение к страхованию.

Эта тема вообще имеет множество аспектов. Недаром страховые компании ряда стран разработали специальные полисы для участников конференций и выставок. Крайне актуальным является страхование на случай отмены мероприятия, что может быть вызвано чем угодно — эпидемией, погодными условиями, прекращением энергоснабжения, государственным переворотом, забастовкой персонала и т. д.

Известны и очень трогательные истории из этой летописи. Когда съехавшиеся на конференцию хирурги узнали, что неподалеку воспламенилась морская буровая установка, они прекратили все заседания и отправились спасать людей. Мероприятие было отменено, а потери покрыты за счет страхового полиса.

Организация деловых поездок — занятие невероятно хлопотное. Однако уже немало российских фирм занимаются подобным бизнесом. Растет их профессионализм, нарабатывается опыт. И этот факт наряду с ростом международных контактов отечественных бизнесменов дает надежду на полноценное развитие этой сферы в самом недалеком будущем.

Лариса Ровнянская, для beautytime.ru