Италия во Франции
До второй половины XVII века все европейское искусство проходило через Италию. При Карле VIII и особенно при Франциске I итальянское влияние становится более выразительным в Фонтенбло, а затем достигает и Лувра. Во Францию приезжают выдающиеся творцы эпохи Возрождения: художники Россо и Приматис, ювелир Бенвенуто Челлини, керамист Делла Робья, архитекторы Виньола и Серлио. Рафаэль присутствовал во Франции лишь в королевских коллекциях, но его репутация здесь была высочайшей. Энгр считал его Богом, сошедшим землю. Желая перевести свой двор в Лувр, Франциск I решил украсить дворец. Он превратил крепость, построенную Карлом V во дворец эпохи Ренессанса, пропитанный итальянским искуссством. Генрих II продолжил начатые Франциском I работы по отделке дворца, в то время как его жена, Екатерина Медичи, начала строительство дворца Тюильри. Короли сменяли друг друга, Лувр разрастался. О роскоши той эпохи выразительно свидетельствуют потолки с роскошной росписью Романелли в покоях Анны Австрийской.
Колледж четырех наций (ныне Институт Франции), который был построен на средства кардинала Мазарини и до сих пор хранит его библиотеку, также украшен итальянским мастерами. Институт отдал дань уважения своему великому основателю, воспитав таких выпускников, как Россини, Кирико и Пьера Кардена, а также историка искусства Федерико Зери.
Еще один дворец итальянского происхождения — Люксембургский. После смерти Генриха IV Мария Медичи пожелала построить себе дворец, который напоминал бы ее любимый дворец Питти. Соломон де Бросс построил его согласно французской концепции, а в дворцовом парке сконструировал водопады, обсадив их вязами, укромные гроты и роскошные фонтаны в стиле Боболи. Он даже пригласил из Болоньи художника Гвидо Рени, чтобы тот украсил дворец фресками.
В пригороде Сен-Жермен Италия поселилась на улице Варенн в доме № 47. Бывший особняк Ларошфуко Довилль, ставший посольством Италии, превратился в роскошный дворец. Мраморная лестница, напоминающая лестницу в Версале, сицилийский театр, напоминающий морской грот с зеркальными потолками, украшенными лепными ветвями. Напротив находится особняк Галлифе, в котором состоялась первая встреча Наполеона и Талейрана, министра иностранных дел Директории. В 1801 году Талейран, помпезно провозглашенный Бонапартом королем Этрурии, приказал построить в своем парке точную копию флорентийского Палаццо Веккьо. Сегодня в отреставрированном архитектором Итало Рота особняке Галлифе находится Институт итальянской культуры. Через несколько метров от него стоит особняк Матиньон, построенный в начале XX века, а ныне являющийся резиденцией премьер-министра. А его первой владелицей была герцогиня Галльера.
В начале XIX века вся опера во Франции была итальянской. В ту эпоху впервые прозвучали великие имена Паганини, виртуоза в обращении как со скрипкой, так и с женщиной, Керубини, одного из первых директоров парижской консерватории, Россини, колоссальный успех которого послужил причиной споров между Францией и Италией по поводу его национальной принадлежности.
Итальянский бульвар с кафе «Тортони», построенным первым мороженщиком, который приехал из Неаполя в Париж. Здесь собиралась публика со всех Больших бульваров с 1830 по 1880 год. Другой мороженщик, Имода, был менее везуч. 14 июля 1890 года его витрину, украшенную цветами немецкого флага, разбили, а магазин разграбили.
Владельцу пришлось закрыть торговую точку. Он и подумать не мог, что на этом самом месте будет стоять знаменитый ресторан «Mаксим», в котором будут собираться самые яркие представители «Прекрасной эпохи», так живо описанной Больдини.
Эта «Италия во Франции» не умерла и сегодня. Напротив, она продолжает учить нас видеть, слышать и чувствовать. Она щедро дает нам уроки любви и счастья.