Как создать собственный имидж
Проблема формирования имиджа все острее встает во всем мире. Это связано прежде всего с тем, что сегодня, на пороге XXI века, меняются представления о человеке преуспевающем. Планка оценки нас окружающими неизменно поднимается. Это в равной степени относится и к карьере, и к личной жизни: как держаться на высоте, при этом оставаясь самим собой.
До сих пор многие воспринимают понятие «имидж» как визуальный образ, т.е. внешние его проявления. Но у имиджа две составляющих: внешняя и внутренняя. Наряду с внешним созданием образа не меньшее, а, в определенном смысле, даже большее значение имеет образ внутренний. Внешняя сторона имиджа – как видимая часть айсберга – понятна практически всем. Это цвет, форма и стиль – в целом, и гардероб, прическа, макияж, маникюр, аксессуары и т.п. – в частности. С внутренней частью имиджа сложнее – вся глыба спрятана под водой. Но все же мы можем назвать некоторые слагаемые – поведение, речь, походка, мимика и жесты, умение излагать свои мысли, публично выступать и т. д.
Итак, чтобы полноценно создать имидж, нужно постараться достичь гармонии между внешней формой и внутренним содержанием. Чтобы человек, преобразовываясь внешне, не подавлял, а совершенствовал при этом свое внутреннее «Я». За результат можно быть спокойным, если внутренний имидж создается с учетом личностных особенностей человека и является логическим продолжением его собственного «Я», а не зазубренной ролью, в которой, как известно, можно случайно «перепутать слова».
Ни для кого не секрет, что колористика как наука о цвете, во многом определяет нужное направление в создании имиджа. Трудно поставить под сомнение важность правильного подбора цвета костюма, макияжа или волос. Но мало кто знает, что цвет является практически основополагающим критерием, определяющим сущность создаваемого имиджа. Наверное, многие удивятся, но на самом деле имидж – это, прежде всего, цвет. Американские психологи и социологи дают по этому вопросу следующую информацию: при приеме на работу цветовая гармония в одежде гарантирует ее обладателю 50% положительного решения. Невероятно, но факт: при прочих равных условиях гармонично выглядящие люди значительно чаще выигрывают процессы в суде.
Успешно работая над имиджем многих людей, мы смогли убедиться в достоверности данной информации. Создание имиджа начинается с подбора цвета. Вначале определяется цветовой тип человека, учитывая цвета природного пигмента, полученного каждым из людей на генетическом уровне в виде некоего цветового кода. Затем выявляем цвета личностных особенностей восприятия мира и, наконец, «цвета» характера и настроения. Теперь остановимся на каждом этапе подробнее.
Физики давно установили, что цвет – явление материальное, так как каждый цвет обладает определенной длиной волны. Физиология цветового зрения до сих пор недостаточно изучена. Из предложенных гипотез и теорий наибольшее распространение получила трехкомпонентная теория Ломоносова-Юнга-Геймгольца. Известно, что цветовое восприятие у человека происходит посредством зрительного анализатора, т.е. глаза, с последующим анализом и синтезом в коре головного мозга, таким образом позволяя дифференцировать множество оттенков. По различным данным, человек способен различать около 1,5 миллионов цветовых оттенков. Всего же в мире их известно порядка 7 миллионов. Как не потеряться в этом великом множестве красок?
О сущности цветового восприятия задумывались многие художники и мыслители на протяжении всей истории человечества. С развитием науки совершенствовалось и оттачивалось научное обоснование понятия гармонии цвета. Написано немало трактатов о цвете, в том числе и философских. Одним из самых величайших открытий в этой области является цветовой круг Иоганна Гете. Того самого Гете, которого мы знаем как великого немецкого поэта и который сам писал о себе: «Я всю жизнь занимался цветом и только иногда писал стихи». По грандиозности его открытие приравнивается учеными к Периодической системе химических элементов Менделеева. Этот круг еще называют «магическим», т. к. Гете сумел рассчитать математическое соотношение гармонии цветов. Оказывается, понятие гармонии в цветах, как и все в этом мире, подчиняется строго определенным правилам. Например, комплект одежды будет выглядеть гармонично, если все присутствующие в нем цвета в своей сумме составят комплиментарный серый цвет. Это особый цвет, при котором наш зрительный нерв не раздражается, а отдыхает. На такой костюм можно смотреть сколь угодно долго, и он будет приятен, прежде всего, на подсознательном уровне, т. е. окружающие будут благоволить одетому в такой костюм, не осознавая истинных причин своего отношения. Именно Гете принадлежат слова: «Художником можно стать, а колористом надо родиться». Этой фразой великий ученый и философ подчеркивал, какое значительное место в нашей жизни принадлежит цвету.
Колористическая теория «Четырех времен года» Иоханнеса Иттена является современным научно-практическим трудом, дающим необходимые знания в области прикладной колористики. Согласно этой теории, каждый человек рождается с определенным генетически закодированным цветовым пигментом, выражающимся в цвете волос, глаз и кожи. На основании таких параметров Иттен предложил условно разделить всех людей на четыре цветовых типа, названных по временам года – Зима, Лето, Осень и Весна. Он дал подробные цветовые характеристики всем типам. Два холодных – Зима и Лето, и два теплых – Весна и Осень. Два контрастных и насыщенных – Зима и Осень, и два приглушенных и мягких – Весна и Лето. Он доказал, что каждому человеку соответствует своя цветовая палитра. Благодаря более чем тридцатилетним исследованиям Иттен установил, как выглядят цветовые палитры каждого «времени года».
Важнее и сложнее всего определить, к какому цветовому типу относится человек. В процессе этого выявляется индивидуальная цветовая палитра каждого. Затем, с учетом полученных данных, подбирается цвет волос (если хочется его изменить), макияжа или одежды. Цветовые ошибки влекут за собой массу проблем. Можно выглядеть значительно старше своих лет: например, если летний цветовой тип покрасит волосы в черный цвет. Ошибка в выборе цвета может придать внешности вульгарность, например, если Весна предпочтет помаду из зимней цветовой палитры. С одеждой дело обстоит еще сложнее. Костюм может быть модным и красивым, с великолепной линией, но при цветовом несоответствии все будет предательски испорчено. Например, здоровый и отдохнувший человек будет выглядеть уставшим, обрюзгшим и больным, если летний цветовой тип наденет костюм болотного или кирпичного цвета. Костюм может просто «уничтожить», полностью подавить цветовой пигмент человека, а вместе с ним и его индивидуальность. Личность станет просто безликой вешалкой для одежды. Допустим, весенний цветовой тип наденет черный костюм. Окружающие решат, что у этого человека траур не потому, что он в черном, а прежде всего потому, что у него в таком костюме – ужасно несчастный вид. Вряд ли это будет способствовать, например, карьере. И это несмотря на то, что черный цвет считается универсальным и является таким популярным. Новый век несет нам позитивные перемены, и на ближайшие пять лет прогнозируется приоритет цвета над линией. Эта тенденция уже сегодня просматривается в коллекциях лучших Домов моды во всем мире.
Уместно сказать несколько слов о так называемых цветах сезона. Как говорят, нет ничего более изменчивого, чем сердце женщины и мода. Цвет тоже стал жертвой моды. Вернее, мы стали жертвами, потому что, слепо выполняя ее капризы, порой сами того не подозревая, уродуем себя. Если же ориентироваться на знание колористики, то внутри любой, даже самой немыслимой коллекции, всегда можно найти пусть одну вещь, но свою.
Теперь поговорим об имидже внутреннем. Все перечисленные ранее слагаемые находятся в прямой зависимости с понятием личности. И здесь колористическая теория Иттена тоже играет очень важную роль. Оказывается, внутри своей цветовой палитры человек не только выглядит элегантнее, но чувствует себя психологически более комфортно. Потому что свойственная только ему цветовая гамма, подобранная индивидуально, не вступает в противоречие с природным цветовым пигментом человека, а дополняет и подчеркивает его. Таким образом, акцентируется внимание на красоте индивидуальности личности, а не на костюме (если речь идет об одежде). Костюм должен стать достойной оправой для бриллианта под названием «личность».
И, наконец, важным аспектом в процессе работы над имиджем является психология цвета. Психологическое восприятие цвета человеком и попытки проникнуть в структуру цветов также имеют свою историю. Наибольший интерес представляет теория Макса Люшера, т.к. она выявляет не только осознанное, субъективное отношение человека к цвету, связанное с конкретным субъективным опытом, но и неосознанные реакции на цвет, сформированные при взаимодействии человека с цветом в процессе эволюции. Согласно этой теории, символика каждого цвета уходит корнями в историю существования человека на Земле. Сегодня, зная символическое значение практически каждого цвета, мы можем посредством его цветовых приоритетов выявить внутреннее психологическое состояние человека.
Наличие тех или иных психологических проблем безусловно негативно сказывается на имидже. При прочих равных условиях человек даже с плохим настроением предстает в менее выигрышном свете, чем его оппонент. Не говоря уже о наличии серьезных внутренних комплексов. Поэтому в процессе работы над имиджем огромное внимание уделяется психологическому состоянию человека. Для этих целей были введены понятия «цветопсиходиагностика» и «цветопсихокоррекция». С помощью цветового теста Люшера можно получить «психологическую палитру» человека. Это помогает не только выявить наличие у человека тех или иных психологических проблем, но и с учетом его личностных особенностей понять их причины. Что, в свою очередь, позволяет значительно эффективнее с ними справиться. Например, человек не может выступать публично, одна мысль об этом приводит его в состояние, близкое к обмороку. Как помочь? Можно сколько угодно ему рассказывать, как это делается, он прочтет целые тома, написанные на эту тему, но нужного результата не будет. А если от этого зависит практически вся будущая карьера? Таких примеров немало даже среди известных людей. Оказывается, в подобных случаях недостаточно научить основам ораторского искусства, необходимо выявить истинные причины, которые на подсознательном уровне мешают человеку избавиться от страха публичных выступлений. Цветовой психологический тест Люшера в этом случае поможет лучше других методик, т. к. он является одним из самых достоверных среди множества психологических тестов, соответственно позволяет выявить истинную картину происходящего. Цвет поможет не только на этапе выявления причин. Он помогает избавиться от самой проблемы. И это не мистика, а наука. Цветопсихокоррекция призвана «восполнить» недостающие цвета в «психологической палитре» человека посредством более тесного контакта с этими цветами. Например, при снижении работоспособности, вялости и сонливости можно порекомендовать надевать почаще какой-нибудь аксессуар красного цвета. Важно, конечно, точно знать, какой именно оттенок красного необходим. Определить это помогает колористическая теория. Но об этом мы поговорим в следующих материалах.
Галина Селиванова психолог, колорист-стилист
для beautytime.ru