Фармацевты против больных
Вы думаете, что фармацевты занимаются тем, что изобретают препараты, способные вас вылечить? А вот и нет! Мировая фармацевтическая индустрия ныне ставит своей целью не создание лекарств, которые могут помочь больным, а изготовление медикаментов для здоровых людей. Это более выгодно.
LBN
По данным международной неправительственной организации Rural Advancement Foundation International (RAFI) все крупные фармацевтические компании следуют подобной практике. RAFI подсчитала, что за период с 1975 по 1996 год в мире появилось 1 233 новых медицинских препаратов. Только 13 из них предназначены для борьбы с
тропическими болезнями, которые уносят миллионы жизней ежегодно.
По данным маркетинговой фирмы IMS Health, в 2002 году в мире было продано лекарств на сумму около $400 млрд. При этом фармацевтические компании продают в США почти 50% всех произведенных ими медикаментов. На долю стран Европейского Союза приходится 24% продаж, на долю Японии — 13%. Таким образом, все остальные страны мира — к их числу относятся наиболее бедные государства — потребляют лишь 13% лекарств.
Центр Исследований Разработки Медикаментов\Center for the Study of Drug Development подсчитал, что средняя стоимость создания нового лекарственного препарата в 2003 году составила $897 млн. В 1970 году для этого было достаточно $138 млн. Эксперты объясняют этот факт прежде всего ростом благосостояния в большинстве стран мира — люди стали тратить больше денег на своё лечение. К примеру, в Китае в 1990 году стоимость годового медицинского обслуживания составляла $57. Примерно 60% от этой суммы шло на покупку медикаментов. В 1999 году среднестатистический китаец тратил на свое лечение $349 — 60% от этой суммы шло на покупку лекарств.
В последние десятилетия фармацевтические компании особое внимание уделяют выпуску витаминов и средств, предназначенных не для лечения недугов, а для их предупреждения. Известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить. Однако также известно, что больные люди, как правило, меньше зарабатывают и менее платежеспособны, чем здоровые.
Аналитик фармацевтики Пэт Муни считает, что крупные фармацевтические компании не заинтересованы в разработке и производстве лекарств, которые не могут быть востребованы в «богатых» странах мира. Население и правительства «бедных» стран в подавляющем своем большинстве не способны платить за эти лекарства, что делает их разработку и производство экономически нецелесообразным. К примеру, по данным
Всемирного Банка, cтоимость лекарств, которые должен ежедневно принимать больной СПИДом, составляет примерно $30, средняя стоимость медикаментов, необходимых для проведения одного противоракового курса, составляет $15 тыс. Однако, примерно 3 млрд. человек, живущих в странах Третьего Мира, которые в наибольшей степени и страдают от эпидемии СПИДа, существуют менее, чем на $2 в день.
Кроме того, в «богатых» странах мира есть возможность использовать лекарства, изначально разработанные для лечения определенных недугов, в совершенно иных целях. Известно достаточно много подобных историй. К примеру, существуют данные, что почти треть музыкантов американских симфонических оркестров постоянно принимают успокаивающие препараты, которые изначально были разработаны для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, но не нашли достаточного спроса.
Подобная метаморфоза произошла с ноотропиками — семейством медицинских препаратов, которые изначально предназначались для лечения больных с травмами головного мозга. Ежегодно в мире продается этих лекарств почти на $95 млн., однако главными их потребителями являются абсолютно здоровые люди, желающие улучшить
свою память и внимательность.
В 1991 году был препарат, способный помочь больным избежать осложнений с сердцем при лечении таких заболеваний как ангина. Компания Pfizer, которой принадлежал патент, в ходе клинических испытаний обнаружила, что прием этого медикамента увеличивает прилив крови к пенису. Результатом стало появление виагры — лекарства, способного улучшать эрекцию, ставшего одним из наиболее популярных лекарств в мире. Только за первый год продажи виагры достигли $1 млрд. Любопытно, что доктор Саймон Кэмпбелл, который считается изобретателем виагры, предпочитает, чтобы его называли «изобретателем амлодифина» — препарата, лечащего кардиоваскулярные расстройства, но менее известного непрофессионалам и значительно хуже продаваемого.
Цены, цены, цены…
Однако, есть и еще одна причина, портящая репутацию фармацевтических фирм. По мнению многих исследователей они ежегодно завышают цену на лекарства и уже давно превратились в настоящих бандитов с большой дороги.
Так, например, в США расходы на лекарства ежегодно растут на 14-18%. Одна из причин этого заключается в том, что лекарства в США продаются по более высокой цене, чем в других странах.
В соседних Мексике и Канаде те же самые медикаменты, продаваемые под одной и той же торговой маркой, что и в США, стоят на 20-60% дешевле. К примеру, таблетки Lipitor (уменьшает уровень холестерина в крови, самое продаваемое в США лекарство, объемы продаж в 2002 году составили почти $6.1 млрд.) в Соединенных Штатах стоят $2.38, во Франции — 75 центов, в Великобритании — 93 цента. Любопытно, что США и Новая Зеландия — единственные индустриально развитые страны мира, в которых производителям лекарств разрешено адресовать рекламу своих продуктов непосредственно потребителям.
По данным Министерства Здравоохранения США в среднем по США медицинские расходы на душу населения составляют $3 759 в год (в масштабах страны они достигают $1 трлн.). При этом в американских больницах ежегодно умирает до 100 тыс. человек из-за негативной реакции на используемые при их лечении лекарства. Иногда пациенту прописывают более десяти препаратов, при этом половина из них должна устранить негативный эффект от применения другой половины. Впрочем, эта проблема знакома не только американцам!
Ныне 10 фармацевтических компаний контролируют почти 60% американского рынка лекарственных препаратов. В 2002 году по объемам продаж первенствовали Pfizer ($19.5 млрд.), GlaxoSmithkline ($17.3 млрд.) и Johnson&Johnson; ($12.7 млрд.). В 2002 году фармацевтические компании потратили на рекламу своих товаров в США более $11.5 млрд. В частности Pfizer — почти $2.9 млрд., GlaxoSmithkline — $2.3 млрд., Johnson&Johnson; — $1.4 млрд.
Затраты на лоббистскую деятельность в Вашингтоне в 2002 году достигли $1.76 млрд., что на $160 млн. больше, чем в 2001. Наибольше лоббистские бюджеты были у компаний и организаций, действующих в сфере здравоохранения — $264 млн. Наиболее активно лоббировали свои интересы в высших коридорах власти США именно фармацевтические фирмы. К примеру, ассоциация Исследователей и Производителей в сфере Фармацевтики\Pharmaceutical Research & Manufacturers потратила на эти цели $8 млн., компания Merck — $4.7 млн., Eli Lilly & Co — 3.8 млн., GlaxoSmithkline — $2.5 млн., Bristol-Meyers — $2.4 млн., Johnson & Johnson — 2.1 млн., Pfizer — $1.7 млн.
К сожалению, проблема завышенных цен, лживой рекламы и неправильного использования препаратов знакома не только американцам. Эта тенденция, бороться с которой почти невозможно. Остается одно – стараться следить за своим здоровьем, не болеть и не обращать внимание на бесконечную навязчивую рекламу «лекарств для здоровых». Здоровее они вас точно не сделают!