Мескита в Кордове
Соборная мечеть или Мескита в Кордове находится в исторической части города, немного северо-восточнее Алькасара и на расстоянии 2 км северо-восточнее Кордовского университета.
Мечеть – уникальная достопримечательность не только города, но и Андалусии, так же как Альгамбра, и является одним из 12 испанских чудес. Тысячи туристов со всего земного шара стекаются в Кордову ежегодно, чтобы увидеть необыкновенное здание, вобравшее в себя две культуры – западную и восточную.
Возведение мечети Мескита началось в 785 г. на месте старинной вестготской базилики св.Викентия. Базилика в свое время была построена на развалинах римского храма. Сначала в мечети насчитывалось 11 нефов, но в связи с быстрым ростом города и количества его жителей она многократно расширялась. Первые изменения были внесены в постройку при эмире Ад-дахиле (833-852 гг.), затем при ан-Насире (961-966 гг.). Халиф Аль-Мансур пошел еще дальше и увеличил размер Кордовской мечети вдвое.
В итоге размер здания составлял 130 на 180 м, а стороны прямоугольника, образуемого стенами, достигали размеров 200 на 144 м. Высота всех стен разная в зависимости от рельефа местности, некоторые достигают 8 м, а другие возвышаются на целых 20 м.
С момента появления в Кордове христиан и побега мусульман на север Африки в мечети также начали происходить изменения. Фердинанд III в 1236 г. преобразовал мечеть в христианскую церковь. 19 дверей ведущих во двор были заперты, вдоль внутренних стен построены капеллы, а из минарета сделали колокольню.
Однако самые глобальные изменения в архитектуре кордовской мечети произошли по инициативе Алонсо Маурике, архиепископа вознамерившегося сделать из храма христианский собор. Несмотря на протест кордовских властей архиепископ в 1523 г. заручился согласием Карла V на перестраивание мечети. Посетивший через несколько лет Кордову король увидел величественное здание мечети и очень сожалел о том, что согласился на постройку собора.
Стиль христианского собора был готическим, с вкраплениями элементов барокко, вносимых позднее. Строительство храма было окончено лишь к началу 17 в.
Мечеть включает в себя две главные части. Первая – Апельсиновый двор, в котором растет множество пальм и апельсиновых деревьев. Ведет в него Дверь Прощения, вблизи которой высится минарет. Вторая часть мечети – это молитвенный зал или харам.
Внутри от входа тянется ряд бело-красных арок, характерных для мавританской архитектуры. Арки поддерживают больше 800 колонн, выполненных из мрамора, оникса и яшмы. Изначально этих колонн было 1293.
У кордовской мечети Мескита имеется несколько весьма необычных особенностей. Например, михраб – специальная ниша, вырубленная в стене, к которой молящиеся должны стоять лицом – обращена к югу, а не к востоку (к Мекке) как во всех мечетях. Одна из версий гласит, что инициатива подобного устройства михраба принадлежит Абд ар-Рахману, и его обращение к реке связано с тем, что благодаря ей эмир и попал в Кордову из своего родного Дамаска. Сейчас более популярна версия утверждающая, что главный неф обращен в ту же сторону, что и основная улица древней римской Колонии Патриции.
Вторая особенность михраба состоит в его расположении, далеко не центральном. Связано это с расширением мечети, которое проводилось в эпоху Аль-Мансура. В то время храм расширялся только в восточной части, с южной текла река, а у западной высился халифский дворец.
Собор 16 в. расположен по самому центру мечети. Само наличие христианского храма внутри мусульманского уже уникальное явление. В соборе есть готический хор и главная капелла. Сиденья хора были изготовлены Педро Дуке Корнехо из красного антильского дерева в 18 в. На каждом сиденье множество изображений со сценами из Нового и Ветхого Завета и жизни Богоматери. Нижний ряд украшают 105 изображений святых. В 1618 г. Иезуит Алонсо Матиас заказал главное ретабло, выполненное из мрамора. Древние изображения святых Кордовы были заменены огромным полотном, изображающим сцену Успения Богоматери. Автором работы стал Паломино. Это полотно и дало второе название храму в 16 в.
Капелла Вильявисиоса находится напротив михраба и является первой капеллой, возведенной в мечети. В примыкающей к ней Королевской капелле были изначально погребены Альфонсо XI и Фердинанд IV. Теперь их останки покоятся в церкви Сан Иполито.
Длительная история и влияние различных культур позволила мечети Мескита удивительно синтезировать в себе множество стилей и эпох.
Южная сторона здания украшена византийской мозаикой, а во внутреннем убранстве господствуют архитектурные стили 16-17 вв. Примечательна кафедральная сокровищница, уникальным элементом которой является дарохранительница, творение рук Энрике де Арфе, немецкого мастера изготовившего ее в 1514 г. из двух драгоценных металлов – серебра и золота. Ежегодно во время торжества тела Христова это произведение искусства размером 2 метра выносят на процессию.