Как вводить педагогический прикорм
Полноценный и правильный прикорм ребёнка – залог его здоровья в будущем. То, как заложена основа питания и как знакомится маленький человечек с миром еды, определяет его дальнейшее пищевое поведение.
Инновационная педагогика неустанно расширяет свои границы. Неудивительно её влияние на родителей, озадаченных особенностями внутриутробного развития ребёнка и ищущих пути и способы его всестороннего развития. Не обошла она стороной и вопрос введения прикорма.
Педагогический или педиатрический?
Сегодня специалисты выделяют два вида прикорма:
Педиатрический
Прикорм вводится по педиатрическим схемам,предполагается начало прикорма грудничков с продуктов одного за другим посхеме: 1-2-4-8-16 ложек каши, позже овощного пюре, фруктового пюре и пр. Новый продукт вводится по мере привыкания ребёнка к ранее введённому. При этом кормление осуществляется в соответствии с режимом питания. Этот вид прикорма наиболее знаком современным мамам и удобен врачам, так как:
- можно проконтролировать сроки введения продуктов;
- позволяет отслеживать аллергические и другие негативные реакции ребёнка;
- даёт возможность скорректировать стул малыша.
Однако, по мнению ряда специалистов, эта так называемая традиционная схема себя изжила и давно уступила своё место «педагогическому» прикорму.
Педагогический
Введение прикорма происходит через ознакомление с едой из тарелки мамы. Детский желудочно- кишечный тракт поддерживается ферментами грудного молока, содержащим информацию о тех же продуктах, что поел малыш. Педагогический прикорм вводится с целью удовлетворить интерес малыша, а не накормить его. Такой способ докорма имеет ряд преимуществ:
- в процессе приёма пищи ребёнок не изолирован;
- учится сразу кушать и переваривать кусочки, обучается навыкам поведения за столом;
- быстрее адаптируется к рациону семьи;
- малыш понимает и принимает важность приёма пищи;
- нет необходимости готовить отдельно;
- очевиден гармоничный переход к взрослому столу.
Из истории
Понятие педагогического прикорма старо как мир. Ведь в самобытные времена не существовало никаких заменителей питания в виде безмолочных и молочных каш, овощных и фруктовых пюре, поэтому детей прикармливали со взрослого стола. Хлебная корка, кусочек пирога, сухарик и овощи предлагались детям вне всякого режима приёма пищи. По мере достижения возраста одного года дети вполне легко справлялись практически с любым лакомством, в том числе и с супом. Но так уж сложилось в наше время, что натуральную и качественную еду можно найти только в стерилизованных баночках или на собственной грядке.
Сегодня мамы готовы знакомить детей с миром продуктов с взрослого стола, начиная с «микродоз», величиной с рисовое зёрнышко.
Сторонники педприкорма считают, что ребёнка можно и даже нужно сразу приучать к «нестерильной» пище. В возрасте до года у малыша происходит становление адаптационного потенциала, поэтому позже ему будет сложнее привыкнуть к пище с химикатами и нитратами. Однако, на период прикорма, семье все же придётся отказаться от жирной и жареной пищи, соусов и полуфабрикатов.
Данный вид прикорма периодически подвергается критике как со стороны особо дисциплинированных родителей, так и ряда педиатров. Несмотря на это, в последнее время всё больше мам и пап приходят к пониманию того, что введение педагогического прикорма не противоречит, а полностью соответствует потребностям ребёнка с точки зрения его психологии и физиологии.
Для чего необходим педагогический прикорм?
Педагогический прикорм:
- способствует проявлению интереса детей к еде и приёму пищи;
- положительно сказывается на формировании здорового отношения к еде;
- даёт возможность кормления ребёнка продуктами, лишёнными консервантов;
- позволяет решать проблемы отсутствия аппетита у ребёнка (при педиатрическом прикорме кормление ребёнка осуществляется в соответствии с его потребностями, а не установленным родителями графиком принятия пищи);
- представляет собой возможность социализации ребёнка и лёгкому вхождению в мир взрослых.
Формирование вкусовых пристрастий малыша напрямую зависит от разнообразия его питания в раннем возрасте. Родители в силах корректировать рацион ребёнка и обеспечивать его безопасность во время кормления.
Педприкорм: основные правила
- Начинать ознакомление ребёнка с новой пищей следует с 2-3 микродоз, величиной с рисовое зёрнышко, увеличивая через неделю до размеров горошины и т. д.
- Особой последовательности во вводе продуктов не требуется, так как цель педприкорма: познакомить с едой, а не накормить ребёнка.
- Если малыш не наелся, не стоит увеличивать дозы, лучше дать попробовать что-то другое.
- Ребёнок ест с мамой и желательно у неё на руках.
- Находится за столом, пока ему интересно. Если ребёнок перестал тянуться за едой, лучше убрать его от стола.
- Необходимо чтобы на столе во время еды находилось ограниченное количество пищи.
- Обязательно грудное вскармливание в период педприкорма.
- Для развития правильной культуры питания еду желательно давать ребёнку в руку или на тарелку, но не следует предлагать кусочки со стола.
- Педагогический прикорм желательно вводить не ранее достижения ребёнком 5,5 месяцам.
- К 8 месяцам прикорм можно довести до 50 г любого блюда за один приём.
Важно:
- знать о состоянии здоровья ребёнка на момент введения прикорма, наличии или отсутствии у него аллергий, возможных отклонений в работе желудочно-кишечного тракта;
- отслеживать качество предлагаемых продуктов, избегать крайностей (не давать острые, маринованные, солёные, копчёные продукты и пр.);
- находиться рядом с ребёнком в целях обеспечения его безопасности (а именно не допустить проглатывание малышом больших кусков пищи, исключить возможность подавиться ими).
Как правило, переход на пищу с взрослого стола проходит параллельно с грудным вскармливанием по достижению ребёнком шести месяцев. В случае искусственного вскармливания ребёнка прикорм может быть введён уже с четырёх месяцев.
Проблемы педприкорма
Иногда полноценному введению прикорма препятствует ряд причин:
- Ребёнок склонен к аллергиям. Известно, что детский организм очень чувствителен к чужеродной пище. Поэтому начало прикорма грудничков может происходить с небольшого покраснения щёк и родителей не должно это пугать. Главное, давать аллергенный продукт в микродозах, чтобы организм сумел к нему адаптироваться. Однако, появление обширной сыпи, мокнущего диатеза или коросты, является тревожным сигналом и служит поводом для обращения к врачу.
- Малыш давится кусочками. В большинстве случаев ребёнок просто пытается справиться с новой пищей. Поэтому не стоит давать ему слишком большие куски. Предпочтение лучше отдавать пище, которая размокает от слюны. Излишки еды убирают изо рта пальцем. Если кусочек пищи все же попал в дыхательное горло, следует поднять руки малыша вверх и наклонить его вперёд. Ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка наедине с едой.
- Находится на искусственном вскармливании. Такие дети хорошо справляются с новой пищей. Однако введение прикорма при искусственном вскармливании следует осуществлять немного позже, чтобы организм ребёнка был покрепче.
- Ребёнок мало весит. В этом случае проблема решается с врачом в индивидуальном порядке. Если к 6 месяцам ребёнок удвоил свой вес, его уже можно докармливать. Вообще, педагогический прикорм показан детям со сниженным аппетитом, так как он создаёт правильное отношение малыша к еде.
Не надо бояться дать какую-то еду малышу с взрослого стола. Ведь он уже попробовал всю пищу мамы через грудное молоко, теперь задача крохи научится её пережёвывать и усваивать в твёрдом виде. Желательно не давать еды больше, чем ребёнок способен усвоить за один приём. Если кроха просит ещё, надо переключить его внимание на что-то другое. Лучше, если предлагаемые малышу микродозы давать запить грудным молоком. Но можно познакомить его и со своим питьём, только чай или компот должны предлагаться в разведённом виде. Педагогический докорм вводится с целью мягкой адаптации к взрослой пище, поэтому дозы должны быть очень маленькими.
Ведущие производители детского питания и педиатры готовы предложить нам разнообразные вариации на тему прикорма. На какой схеме остановиться, как давать прикорм – выбор за родителями. Главное — сформировать правильное отношение ребёнка к пище.