Как научить ребенка времени

Понятие времени – весьма абстрактная величина, которую невозможно потрогать или увидеть, но его можно почувствовать и осознать. Например, в долгом ожидании чего-то или в быстротечности событий. Для маленького ребенка этого понятия не существует. Он живет настоящим временем в играх, времяпровождении, и не осознает его так, как осознают его взрослые. Малыш никогда не скажет: «Это было зимой», скорее он вспомнит конкретное событие, которое происходило с ним в данный период, например « когда с папой ходили на каток». Поэтому перед родителями рано или поздно встает вопрос:»Как научить  ребенка времени?»как научить ребенка времени

С чего начать?

До семилетнего возраста малышу нет необходимости понимать время, ведь всем, что он делает,  управляют взрослые. Поэтому он всегда живет настоящим, сейчас, не осознавая причину тех или иных событий, не умея контролировать свое время и поведение в нем.

На первый взгляд — очень сложно научить ребенка оперировать со временем. Однако малыш растет, и ему нужно прививать осознание ценности времени, планирование своих дел. Не стоит сразу хвататься за будильник или календарь, пытаться объяснить — что такое часы и минуты, год и месяцы.

Прежде чем ознакомить свое чадо с календарем, следует его научить таким понятиям, как «сегодня», «позже», «утром-вечером», «скоро», ведь родители в обиходе постоянно употребляют эти слова. И лучший способ подготовки – разъяснения по поводу событий в той последовательности, в которой они случаются. Например, «сейчас мы пойдем обедать», «вечером я тебя искупаю», «чуть позже мы пойдем гулять». Таким образом, малыш начнет понемногу понимать прошлое, настоящее, будущее и свою роль в происходящих событиях.

Пока ребенок маленький, ему важно подсказывать последовательность его действий. Часто бывает, что после слов мамы: «Одевайся, пойдем на улицу», малыш в растерянности сидит и не знает с чего начать. Следует поступить по другому, сказать: « Сначала надевай свитер, потом штаны, после этого обувайся». Общаясь и играя с маленькой непоседой, необходимо всегда комментировать и его действия и свои.

В будущем времени:

  • Сначала мы уберем постель, а потом пойдем умываться.
  • Сначала ты поешь, а затем я дам тебе сладости.
  • Сначала ты вырежешь кружок, а потом приклеишь  его на бумагу.

В настоящем времени:

  • Сейчас лето, потом будет осень.
  • Сейчас ты пойдешь спать, а потом мы пойдем гулять.
  • Сейчас ты почистишь зубы, а потом посмотришь мультфильм.

В прошедшем времени:научить ребенка времени

  •  Раньше ты не умела рисовать куклу, а теперь научилась.
  •  Вчера мы ездили к бабушке, а сегодня она приедет к нам.
  •  Недавно ты был маленьким, а теперь уже большой.

Для ознакомления с такими понятиями хорошо иметь наглядный материал. Например, картинки, изображающие рост животного или растения.Необходимо рассказывать малышу терапевтические сказки, спрашивая его – что было вначале рассказа, а что потом, и чем все закончилось.

Второй этап

Если родители хотят научить ребенка времени, им нужно продолжить с объяснения о сезонных природных явлениях, месяцах года, днях недели. До семи лет этих знаний вполне достаточно.

Чтобы малыш хорошо ориентировался, нужны наглядные примеры. Не следует просто рассказывать, что существует 12 месяцев, 4 сезонных времени года. Лучше выйти на улицу и понаблюдать, что там происходит с природой, во что одеты люди. Показать ребенку картинки, на которых изображены все времена года, делать фотографии каждого месяца, сравнивая, как меняется листва на деревьях, какие изменения происходят на небе.

Для ознакомления с календарем нужно приобрести такой, на котором расположен весь год, а не отрывной. Малыш будет видеть все 12 месяцев, как идут дни, один за другим, сравнивать – какой месяц больше, какой меньше по численности дней. Не следует покупать яркий с картинками календарь, это будет только мешать. Задача родителя – рассказать, как называется каждый день недели, названия месяцев. Хорошо почитать сказку «12 месяцев» В. Бианки.

Начиная с понедельника или вторника, каждое утро нужно называть ребенку число месяца, день недели, и закрашивать его карандашом каждый вечер. Пояснять, что сегодня день закончился и завтра наступит новый.

Хорошо, если ваш малыш ходит в какие-то кружки или секции. Будет правильным отмечать в календари эти дни посещения. Таким образом, ребенок находится в ожидании важных для него дней, с усердием готовится к тренировкам, выполняет задания. Скоро он поймет, что отрезок времени в семь дней называется неделей, начнет следить за еженедельными событиями. После четырех недель и хвостика в несколько дней нужно отметить, что месяц закончился, и начинается другой.

Третий этап – изучаем часы

Далее чтобы научить ребенка времени, необходимо делать все, чтобы он понял, что события происходят в прошлом, настоящем и будущем, что существует постоянная смена сезонов, можно приступать к знакомству с часами. Собственно говоря, научить ребенка часам можно еще до школы.

Сначала стоит проделывать некоторые упражнения, например, поговорив о его возрасте, сколько ему было лет два года назад, и сколько лет исполнится, когда пойдет в школу.

Затем важно познакомить с понятиями секунды, минуты и часа. Показать, что можно сделать за секунду, например, моргнуть глазами. Попрыгать минуту, следя за секундной стрелкой. Целый час рисовать в альбоме, раскрашивать картинки, лепить из пластилина. Затем можно обсудить с ребенком – что можно сделать за день, распланировав какие-то дела.

Когда малыш узнает значение цифр, следует приступать к знакомству с часами. Можно смастерить тренажер, вырезав из картона круг и стрелки, нарисовать на «циферблате» цифры, и приступить к урокам.

В процессе обучения рассказать чаду, что:

  • уже давно люди поняли, что ночь и день имеют по 12 часов. Их и изображают на циферблате, разделив, таким образом, сутки;
  • толстенькая короткая стрелочка называется «часовой», так как отмеряет отрезок времени в час и идет медленно;
  •  тонкая и длинная стрела двигается быстрее, и называется «минутной»;
  • есть еще и секундная, совсем тоненькая, как ниточка, стрелочка. Она бежит непрерывно, и за минуту делает полный оборот по кругу часов;
  • в 1 часе — 60 минут, а в 1 минуте – 60 секунд;
  • когда длинная стрела прошла по кругу и показывает 12 часов, это значит, что прошла минута;
  • маленькие палочки, разделяющие расстояние между каждым часом, показывают минуты;
  • всего за одну секунду можно сказать короткое слово, например, «привет»;
  • научить малыша отсчитывать секунды на счет «и — раз», «и – два». Так он осознает – сколько именно это, секунда;
  • стрелки идут слева направо, движение так и называется «по ходу часовой стрелки».

Но не следует сваливать всю информацию сразу. Процесс запоминания нужно разделить на столько частей, пунктов, сколько знаний родитель хочет вложить в голову малышу.

Если он не может усвоить понятия минуты и часа сразу, то можно подыскать аналог для сравнивания процесса, который занимает столько же времени. Например, пояснить, что мультфильм идет 15 минут, мытье рук занимает 3 минуты, обеденный сон – час.

Теперь можно позволить покрутить малышу стрелки часов и попросить, чтобы он переставил стрелку на 30 секунд вперед, минутную – на 10 минут назад, поиграл с часовой стрелкой, отмеряя часы. В игровой форме проверить – как он усвоил эти ценные уроки, которые пригодятся ему на всю жизнь.

Научить ребенка времени – это довольно сложная задача, которая требует немалого усердия, как от самого малыша, так и от его родителей. Поэтому если что-то не получается не стоит сразу все бросать, сделайте передышку в 2 дня и начинайте снова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *