Иерархия в детском коллективе


Незнакомое детям понятие «иерархия», все же существует в их коллективах. Даже в детсадовских группах есть свои лидеры, тихони и «массовка». Кто же становится лидером, стоит ли переживать, что ребенок – середнячок, а с некоторыми и вовсе никто не хочет «водиться»?иерархия в детском коллективе

Лидеры

Главным в детсаду, зачастую становится ребенок, который не боится дерзить и перечить взрослым. Навязывая малышам свою волю и требуя послушания, он делит коллектив на две группы – те, кто его слушают и дружат с ним, вторые стараются не ссориться, но часто не любят его. Ведомые и нерешительные дети, тем не менее, имеют свою пользу – лидер в детском коллективе, благодаря своей бесстрашности, смело идет на контакты со взрослыми и ведет переговоры. Дошколята подчиняются своему предводителю из страха оказаться внизу иерархической лестницы. Поэтому часто перестают общаться с теми, кого игнорирует их лидер.

В школе главенствующие позиции занимает отличник, даже не так — хорошист. Он может неплохо изучать один или несколько предметов, давать с «барского плеча» списывать, а по другим урокам — просто успевать. Круглые отличники редко становятся любимцами публики, наоборот, их считают «ботанами» и всячески дразнят. В возрасте до 10 лет школьник-лидер начинает брать на себя ответственность за других ведомых учеников, понимая, что те безынициативны.

«Массовка» и середнячки

Нелестное название вовсе не означает, что это плохо. Ведь при иерархии в детском коллективе таких малышей большинство. «Золотая середина» дает возможность проявлять себя в любой инициативе, общаться с лидером, и даже поддерживать «аутсайдеров». Середняк, избавленный от ответственности лидера, не является изгоем и может постоять за себя. У него даже есть шанс свергнуть с «престола» прежнего главаря и, выделившись какими-то заслугами, стать лидером самому.

Если «главный» в коллективе подбивает остальных на неблаговидные поступки, то следует объяснить ребенку, что подчиняться нужно не всегда. И если даже возникнет конфликт с лидером, то нужно все равно проявить свое личное мнение, ведь таких людей уважают везде.

Тихоня

Если малыш настолько застенчив, что постоянно стоит в сторонке, когда другие активно заняты делами — дети могут сделать вывод, что он не интересен ничем. На утреннике не поет, не танцует – не умеет, не говорит – рта не может раскрыть. Если дети не видят проявления активности и интереса к происходящему у их однокашника, то быстро теряют расположение к тому, кто непонятен в своем молчании и не откликается на дружелюбие.

Ребенок тихоня боится, что его резко одернут при проявлении естественных эмоций. Задача родителей – давать ребенку волю эмоционального самовыражения. Если топает, шумит, громко смеется – постараться не делать недовольное лицо и не кричать на него. Чтобы помочь малышу влиться в коллектив, адаптироваться, желательно с ним импровизировать те или иные ситуации: знакомство, разговоры об увлечениях, конфликты, ответы на уроке. Таким образом, ребенок перестанет бояться вступать в разговоры с другими детьми и скорее найдет себе друзей.

Иерархия в детском коллективе была, есть и будет. От нее никуда не спрячешься, нужно просто готовить ребенка к ней заранее…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *